Получи документы

Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Татьяна Кривчикова
Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, занимающихся изучением детей с тяжелыми речевыми нарушениями, проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в формировании правильной речи дошкольников.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР“» размещена в разделах

Различают два вида словаря – активный и пассивный. В активный словарь включаются те слова, которые используются человеком (носителем языка) для составления собственного высказывания. Пассивный словарь складывается из слов, которые адекватно воспринимаются человеком при восприятии чужого высказывания.

Каждый из этих словарей может быть охарактеризован по двум параметрам количественному (объем) и качественному (смысловое содержание).

Объем словарного (лексического) запаса зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря : дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен (либо недостаточен, но употребление слов в речи серьезно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в незнании слов, обозначающих:

o различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.);

o названия животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т. д.);

o различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер);

o предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья);

o ягод;

o цветов;

o инструментов,

или в неточном их произнесении.

В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (делает, готовит, идет). Трудно усваиваются слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета (цвета, формы и размеры предметов). Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, наливает суп – льет суп. Навыками словообразования они практически не владеют.

Анализ детских высказываний и их сравнение с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии, убедительно показывает наличие резко выраженных тяжелых нарушений речи. Дети пользуются только простыми предложениями.

Анализ словарного запаса детей с ТНР позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. Например, происходит замена названия части предмета названием всего предмета: ствол, корни – дерево; название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение: шнурки – завязывать чтобы; шланг – пожар гасить, продавец – тетя вешает яблоки.

В словаре детей мало обобщенных понятий, в основном, это игрушки, посуда, одежда, редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Например, характеризуя величину предмета, как правило, они используют только понятия: большой – маленький, которые заменяют слова : длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Таким образом, речь детей с таким словарным запасом может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок оценочных и поощрительных суждений со стороны специалистов и родителей.

Вне специального внимания к их речи, эти дети малоактивны, редко являются инициаторами общения, обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают комментированием игровые ситуации.

Формирование лексического запаса также имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Поэтому пример родителей чрезвычайно важен для ребенка, который подражает близким людям, иногда точно копируя даже интонации. А значит, родители должны особенно тщательно следить за своей речью. Правильно называя то, что видят и слышат, дети познают окружающую действительность, удовлетворяя свою любознательность в разговорах с взрослыми.

Расширение словаря детей осуществляется не только посредством механического заучивания новых слов. Родители должны помочь ребенку понять смысловое значение слова, научить его пользоваться словом в общении с окружающими.

Наиболее доступной и эффективной формой развития речи ребенка является беседа. В процессе беседы с взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично выражать свои мысли, регулировать громкость и тон голоса. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, или слов, вышедших из употребления.

Чем богаче и разнообразнее словарь родителей, тем больше слов могут усвоить дети. В качестве недостатков словаря взрослого можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки», неуместное использование звукоподражательных слов. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи взрослого

Одним словом, достаточный уровень сформированности лексической (словарной) системы языка является одной из важнейших предпосылок овладения навыками чтения, письма и счёта, что необходимо для успешного освоения школьной программы.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 18:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кривчикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД