Татьяна Щербинина
Консультация для родителей «Основные направления развития общения и речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из важнейших психических функций человека и, одновременно, сложной функциональной системой, которая закладывается и наиболее активно формируется в первые годы жизни человека.
Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляцией поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Основные направления развития общения и речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Общение с ребенком. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В логопедии речевые отклонения в раннем возрасте обозначают термином «задержка речевого развития». Основными показателями речевых отклонений являются недостаточная сформированность начального детского лексикона и позднее появление фразы.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты.
1. Игра и обучение. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Обучение возможно только в том случае, когда вызваны положительные эмоции ребенка. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
2. Подражание. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится самостоятельным.
3. Соответствие содержания материала детскому возрасту. Материал для игр необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту, особенностям ребенка, его интересам.
4. Повторение. Для закрепления новых знаний, умений и навыков необходимо многократное повторение пройденного.
5. Уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, и усложнение одного и того же задания происходит постепенно от простого к сложному.
6. Внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно, поэтому необходимо варьировать длительность игры в зависимости от ситуации и возможностей ребенка.
7. Смена видов деятельности позволяет дольше удерживать внимание малыша.
8. Необходимо, чтобы знания и умения, которые ребенок приобрел в ходе совместной деятельности со взрослым, активно использовались им в повседневной жизни.
Содействие развитию общения и речи включает следующие направления :
• развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков;
• развитие фонематического слуха и звукопроизносительных навыков;
• развитие мелкой моторики.
Развитие понимания речи включает :
• выполнение действий по подражанию, развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за игрушками и предметами, развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
• активизацию жестовых средств общения;
• пополнение и уточнение пассивного словаря;
• обучение ребенка выполнению речевых инструкций.
Развитие активной речи, овладение фразовой речью
На первом этапе ведется работа над формированием активного словаря,
доступного для понимания и воспроизведения.
На втором формируется фразовая речь.
На третьем формируется связная речь, т. е. умение пересказать сказку, составить рассказ.
Развитие фонематического слуха и звукопроизносительных навыков:
• развитие слухового внимания;
• развитие функций артикуляционного аппарата;
• развитие голоса и звукопроизношения.
Развитие мелкой моторики
В данном направлении используются пальчиковые игры и специальные упражнения (традиционные народные игры «Сорока», «Ладушки», а также вкладыши, шнуровки, мозаики и т. д.).
В результате совместной деятельности обогащается пассивный и активный словарь ребенка, развивается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика и координация движений, формируются навыки общения.
Источник: Реабилитация, абилитация и сопровождение детей с ограничениями жизнедеятельности в Свердловской области. Сборник научно-методических материалов. – Екатеринбург: Раритет, 2017.