Ольга Ефремова
Консультация для родителей «Организация предметно-развивающей среды» (младший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром.
Публикация «Консультация для родителей „Организация предметно-развивающей среды“ (младший возраст)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно познавательной и коммуникативной деятельности.
Малыши (особенно третьего года жизни) плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – они предпочитают стабильность.
У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру, выделить игровой уголок, предусмотреть достаточно широкие пути передвижения ребенка. Не следует использовать много оборудования – примерно две трети пространства должны быть свободными.
Для стимулирования двигательной активности (если позволяет пространство) можно установить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Можно использовать матрас, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать. Яркая аппликация с цифрами, формами или сказочным сюжетом сделает этот атрибут еще более привлекательным.
Предметы ближайшего окружения являются для малыша источником любопытства и началом познания мира, поэтому предметная среда должна быть организована так, чтобы ребенок накапливал чувственный опыт, проявлял активность.
Важно помнить: он многое видит впервые и воспринимает это как своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже. Предметы и игрушки подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов.
Это способствует развитию анализаторов, подсказывает способы обследований и действий.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши, пирамидки, шнуровки) в обстановку можно включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения. Побуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками. Известно, что самостоятельные игровые действия стимулируют игрушки. Они должны быть, прежде всего, функциональными. Игрушки должны отражать реальную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовая, легковая машины, кукла – доктор и т. п.). Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным, ярким. Все игрушки и пособия, должны быть доступны для ребенка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.
Малыши проявляют все более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются).
Практически каждый ребенок испытывает интерес к книжке с яркими картинками. В исследовательском «рвении» он может рвать страницы. Чтобы этого не происходило, достаточно внести кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно.
Очень полезно в комнате иметь несколько зеркал в разных местах. Малыш сможет видеть себя, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид (кстати, маленькие дети забывают про свои слезы, когда видят свое отражение в зеркале). Дети любят наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.