Ширинкина Елена
Консультация для родителей «Обучение детей среднего дошкольного возраста количественному и порядковому счету»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Обучение детей среднего дошкольного возраста количественному и порядковому счету»
Как часто мы задаем ребё нку такие вопросы: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы все это посчитать, нужно знать цифры.
Темочки:
На пятом году жизни ребёнка важно научить различать количественный и порядковый счёт, так как это основа для успешного обучения счёту в будущем. Используйте наглядные методы, чтобы ребёнок мог лучше понять, как получается каждое следующее число.
Счёт - это действие, при котором устанавливается взаимное соответствие между предметом и числом.
Порядковый счёт -это определение места предмета среди других.
Детей знакомят с правилами счё та:
- все числа называются по порядку;
- каждое число называется только один раз;
- каждое число относится только к одному предмету;
- последнее число является итоговым, только оно называется при счёте, как обозначение всей группы предметов.
Особенности восприятия числа детьми
1. Дети вместо числа ОДИН произносят существительное РАЗ. Следует обязательно исправлять ошибку. Поставить одну игрушку и спросить «Сколько?»
2. Дети дошкольного возраста могут испытывать трудности с пониманием того, что каждое число относится только к одному предмету. Чтобы помочь им освоить счёт, нужно обращать их внимание на то, что называть числа нужно с той же скоростью, с которой они указывают на предметы.
3. дети не отличают процесс счёта от итогового числа, используйте круговой жест, он позволяет детям наглядно продемонстрировать завершение процесса счёта и переход к итоговому числу.
4. дети не умеют согласовывать числительные с существительными. Для занятия надо подбирать предметы женского, среднего и мужского рода.
5. При обучении детей счёту важно использовать слово «всего», чтобы они поняли, что после его произнесения названия предметов больше не считаются. Это поможет детям осознать, что числа произносятся одинаково вне зависимости от количества предметов и таким образом завершить счёт.
Отличие порядкового счёта от количественного.
При количественном счёте последнее названное числительное относится ко всей совокупности, при порядковом оно имеет два значения: относится ко всей совокупности, если перечислены таким образом все предметы, указывает место последнего предмета среди других, а если порядковый счёт останавливается не на последнем предмете, то порядковое числительное указывает только его место.
Задачи порядкового счёта :
1. учить детей определять место предмета среди других (который по счёту)
2. учить детей называть предмет, занимающий определённое порядковое место (какой предмет стоит на третьем месте)
3. дети должны уметь раскладывать предметы по указанию взрослого.
Пример: сказка «Теремок».
Взрослый выкладывает героев сказки. Выясняет сколько всего, предлагает детям сосчитать. Затем сам рассказывает, кто какой по счету пришел : первая – мышка, вторая - лягушка…. После этого задается вопрос:
- Кто пришел первым, вторым, третьим? (указывается, что считать следует слева направо).
Для закрепления проводятся упражнения, в которых определяется: какой предмет каким по счету расположен. Например: в процессе ознакомления с геометрическими фигурами: «Как называется фигура, которая стоит на третьем месте?».
Для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений :
Упражнение «Разноцветные кораблики».
( Прикрепить на изображение ручейка изображения разноцветных корабликов: белого, желтого, голубого, розового, зеленого. Можно взять любые другие предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет).
- Вот какие разноцветные кораблики плывут по ручейку. Сосчитайте их по порядку слева направо. - Первый, второй, третий, четвертый, пятый.
- Хорошо. Еще раз сосчитай кораблики по порядку справа налево. (Ребенок показывает рукой кораблики.)
- Первый, второй, третий, четвертый, пятый.
- Меняется ли количество корабликов от того, что мы считали их слева направо или справа налево?
- Нет, не меняется.
- Который по счету желтый кораблик, если начинать считать слева?
- Второй.
- Который по счету желтый кораблик, если начинать считать справа?
- Четвертый