Наталья Куделькина
Консультация для родителей «О трудностях в обучении детей чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «О трудностях в обучении детей чтению»
Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова.
Публикация «Консультация для родителей „О трудностях в обучении детей чтению“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Причинами трудностей при обучении чтению являются:
1. Педагогическая запущенность
- форсированность темпов обучения
-недостаточный контроль за усвоением знаний
-равнодушием семьи и др.
2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях «расцветает».
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с обучением в школе:
- буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе.
- развивается аналитико-синтетическая деятельность;
- уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования;
- появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе.
Сформировать стабильный, графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразование в другую, наиболее целесообразным способом. Очень важным является развитие зрительно-пространственной ориентировки. Целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (из магнитной азбуки, наждачной бумаги) .
В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный или многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте, при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.) Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. И помните, «игра» должна заканчиваться раньше, чем ребенок успеет от нее устать, оставив за собой чувство «голода».
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:
Раннее обучение, активное раннее обучение.
Принцип "чем раньше-тем лучше" не работает! Оптимальный возраст по
зрению нервной системы для обучения чтению 5,5 (девочки, чуть старше -
мальчики. Если ребенок проявляет интерес самостоятельно - отлично, создавайте
условия и радуйтесь успехам! Начиная обучение чтению с двух лет или ранее,
можно добиться только механического повтора звуков. Готовность к изучению
грамоты подразумевает:
• достаточный словарный запас;
• способность на слух различать разные звуки (например, ребенок понимает
разницу между «дом» и «том»);
• отсутствие проблем в произношении звуков;
• хорошую ориентацию: ребенок должен различать «право — лево, верх —
низ», чтобы правильно следовать по тексту.
У родителей быстрая смазанная речь.
Что такое обучение чтению? Это соединение слухового и зрительного
анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через восприятие фонемы — буквально, звука, который попадает к нам в ухо. И самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению — быстрая смазанная речь взрослых.
Когда ребенок слышит вместо четких звуков «кашу» из звуков, у него будут
проблемы с их различением. А впоследствии и с обучением чтению.
Изучение алфавитных названий букв.
Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.
Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
Неправильный подход при обучении:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение: М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.
Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.
На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
При обучении чтению лучше придерживаться традиционного метода через
звуко-буквенный анализ, слоговое чтение и сопоставление слова с картинкой.
Играйте в слоги с ребенком, т. к. просто познавать "МО – МА - МЫ" - скучно.
Вариантов уйма:
• ИГРЫ-БРОДИЛКИ. Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке
напишите слог (чаще используйте слоги, которые даются ребёнку с тpудoм).
Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребёнок даже не заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, a заодно послушает – как читаете их вы.
• СЛОГОВОЕ ЛОТО. Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребёнок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым.
• ИГРА В МАГАЗИН (парковку, аэропорт, почту, детский сад). Подготовьте карточки с написанными слогами– это будут игровые деньги. Разложите товары, которые можно купить за эти деньги. Их названия должны начинаться на те слоги, которые написаны на «купюрах». Например, выдайте ребёнку деньги со слогами КА, КУ, КО, КИ, КЕ, a на прилавке разложите товары - капусту, кукурузу, ковшик, кисточки, кегли (лучше брать продукты, начинающиеся с одной буквы: так у реб нка не будет возможности угадывать товар по первой букве).
Итак, ребёнок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара.
Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги
адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребёнком
изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребёнок догадается, какое письмо кому нужно отдать.
По тому же принципу грайте в парковку или аэропорт. На листах бумаги
напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате – это будут
парковки (аэропорты). Называйте реб нку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самол т).
Темп усвоения материала должен задавать реб нок. Прислушайтесь к нему – и тогда результат ваших занятий не заставит себя ждать.
Среди типичных ошибок в обучении детей чтению необходимо отметить следующие:
Принуждение к чтению.
Еще одна ошибка родителей — принуждение к занятиям. В этом случае может возникнуть стойкая неприязнь к чтению, что станет барьером на пути к обучению.
Не стоит использовать чтение и в качестве наказания. Фраза родителей: «Если не сделаешь, как я скажу, сейчас пойдем читать!» — идет вразрез с желанием привить любовь к этому занятию. Косвенное подталкивание в виде фраз «Вот сейчас дочитаем главу и пойдем играть» также использовать нельзя.
Родители больше не читают детям.
Многие родители совершают ошибку, переставая читать ребенку сказки на
ночь и петь колыбельные. Считая, что ребенок уже научился читать сам и больше не нуждается в участии папы и мамы, родители упускают важный момент совместного общения и совместного чтения. Общение помогает сформировать словарный запас ребенка, что важно не только для чтения, но и для общего развития.
Отсутствие контроля понимания при обучении чтению.
В процессе обучения может возникнуть ситуация, когда ребенок читает
механически, не воспринимая смысл прочитанного. Произнося слог за слогом, он не осознает значение получившегося слова. Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется просить ребенка пересказать прочитанный текст или задавать уточняющие вопросы.
Психологическое давление.
Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими детьми. Одним из
критериев оценки становится умение читать. Старшее поколение забывает, что процесс познания у дошкольников долгий и трудоемкий. Мамы и папы, бабушки и дедушки начинают требовать быстрых и хороших результатов с помощью запугивания, угроз, ультиматумов. Любое обучение, в том числе и чтению, должно быть комфортным для ребенка и родителей, приносить удовольствие, пробуждать интерес. Только при благоприятных условиях у ребенка появится желание научиться читать и понять тяжелый мир букв и звуков, получать знания из книг.
Отсутствие культуры чтения в семье.
Научить читать недостаточно для того, чтобы дети продолжали
самостоятельно и с интересом совершенствовать свои навыки. Здесь нужен
комплексный подход, в том числе и личный пример родителя. Ребенок подражает маме и папе буквально во всем. А значит, завидев кого-то из родителей с книгой, он непременно повторит это. Поэтому, если в семье решили учить ребенка чтению, важно:
• читать вслух, устраивать семейные посиделки с книгой;
• слушать аудиокниги;
• читать книги самим, обсуждать их.
Без соблюдения последнего условия взрослым вряд ли удастся по-настоящему привить ребенку любовь к чтению.
Ошибки, которые совершают большинство родителей при обучении ребенка чтению, исправляются грамотным и системным подходом к изучению материала, а также учетом индивидуальных особенностей своего ребенка. Порой, для исправления неправильно сформированного навыка чтения, учителю требуется до полугода систематической работы. В таком случае лучше вообще не учить ребенка читать, чем учить его неправильно.
Успехов Вам и терпения, уважаемые родители!