Карина Нагдалян
Консультация для родителей «Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личности, культуры. Главная цель нравственно-экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как и части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строиться на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогут ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится человек т. е. он сам. К знаниям об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Публикация «Консультация для родителей „Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающей среде, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены, взятые из природы.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: наблюдения за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Дети средней группы сенситивны к различным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, развиваются различные формы мышления. Представления об окружающем мире. Дети любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь если она проста и опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную степень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как части природы.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя частую смену деятельности и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель – носитель экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознания взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.
Особое внимание педагог должен уделить игре в разных формах т. е. включать в неё труд, наблюдения, обучающие ситуации, инсценированные литературных произведений с помощью кукол и других игрушек.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому используя самые различные ситуации, продолжается, накапливается и расширяется, уточняется цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы. В систему работы с детьми среднего дошкольного возраста включена работа с произведениями: дети слушают, инсценируют, разыгрывают и с воспитателем создают простые декорации, рисуют иллюстрации. Слушание и обыгрывание произведений Е. И. Чарушина, рассматривание авторских иллюстраций и собственная изобразительная деятельность помогает увидеть мир «отражённой природы», мир искусства.
Важная роль в предполагаемой методике отводиться сказкам. У детей ещё преобладает сказочно-игрушечные представления о природе и животных. Благодаря благотворному влиянию сказочных персонажей на психику детей, воспитатель помогает детям реалистически представить окружающий нас мир.
Дети старшей группы больше знают о природе, умеют ухаживать за живыми существами. Образные представления ребенка этого возраста шире, глубже, воспитатель формирует у детей представления о временах года, о домашних животных и т. д.
Для детей старшей группы доступны и привлекательны сюжеты произведений В. Бианки. Они отражают экологическую специфику, учат ребенка наблюдать и любить все, что существует и живет рядом.
Большое место в этой методике занимает воспитание у детей чувства любви прекрасного, рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам. В. Бианки и изготовлению самодельных книг, составлению детьми рассказов о природе; организации совместных выставок. Наглядные результаты труда детей, убедительны для них самих это результаты личностного роста. Это важно для родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности их деятельности их детей, а также уровня их интеллектуального развития