Юлия Верхозина
Консультация для родителей «Нет безвольных детей — есть дети, испорченные воспитанием»
Нет безвольных детей — есть дети, испорченные воспитанием
Н. К. Крупская часто напоминала, что если мы хотим понять ребёнка, мы должны проникнуться его переживаниями в данный момент. Особенно чуткого отношения требуют от родителей нерешительные, неуверенные в себе дети, которым кажется, что они не умеют делать то, что делают другие. Чтобы поднять у детей веру в их возможности, чтобы дети стали более стойкими, уверенными, более жизнеспособными и волевыми необходимо, прежде всего, понять причину его неуверенности. Чаще всего такие черты являются следствием болезненного состояния ребёнка, и тогда следует, прежде всего, укрепить его здоровье. Неуверенность у ребенка развивается из-за нечуткого подхода к нему старших, вместо того, чтобы поднять у ребёнка веру то, что он научится, в следующий раз сделать лучше, взрослые зачастую угнетают его разговорами о его недостатках. Чуткие родители получат большое удовлетворение, когда заметят, что неуверенный ребёнок под влиянием их правильного отношения делается более уверенным, говорит: «Посмотрите, я сам сделал!», «Я уже немножко научился!», «Я сам придумал». Памятка для родителей Дети учатся жизни, которой они живут. Если их критиковать, они учатся обвинять. Если дети видят враждебность, они учатся драться. Если дети живут в страхе, они учатся бояться. Если детей жалеть, они учатся жалеть себя. Если детей высмеивать, они учатся быть застенчивыми. Если дети видят ревность, они узнают, что такое зависть. Если детей стыдить, они учатся чувствовать себя виноватыми. Если детей подбадривать, они вырастают уверенными в себе. Если детей одобрять, они учатся нравиться себе. допустить появления этих черт. Почему волю нужно воспитывать с раннего детства Не все родители ясно представляют себе, почему волевые черты характера следует воспитывать с раннего детства и как это нужно делать. Между тем, если с детства не приучать маленьких детей к выполнению несложных заданий, не приучать их сдерживать некоторые неразумные желания, то в дальнейшем им трудно будет приучать себя к систематическому труду и учению. Значение твердого режима для воспитания воли С чего начать? Прежде всего, в каждой семье должен быть установлен порядок жизни ребёнка. Ребенок должен в определенное время ложиться спать, вставать, есть, гулять, играть и выполнять маленькие задания, которые поручают ему родители. Влиять на волю ребенка нужно не от случая к случаю, а систематически и всегда в одном направлении. Это необходимо для воспитания культурных привычек и укрепления воли. Домашний режим ребёнка и требования выполнять его необходимо согласовывать с режимом и требованиями в детском саду. Если режим детского сада и режим семьи будут различны, то сознание, привычки, все поведение ребёнка не будут целеустремленными, а воля не будет укрепляться. Воспитание самостоятельности ребёнка - необходимое условие развития воли Самостоятельность доставляет детям огромное удовлетворение. Стремление к самостоятельности говорит о том, что уже в самом раннем возрасте у ребёнка появляются свои желания, порою наивные с точки зрения взрослого, свои цели, к которым он стремится. К этим проявлениям ребёнка следует относиться с уважением, не заглушать их, создавать условия для их упражнения, так как они служат почвой для воспитания воли. Родители всегда должны заботиться о том, чтобы разумно организовать самостоятельность ребёнка, давать ему различные поручения, следить, чтобы, выполняя их, он не отвлекался, преодолевал бы трудности, встречающиеся во время игр и занятий, и доводил начатое дело до конца. Горький писал, что формирование характера и воли «достижимо только при условии широкой самодеятельности детей в труде, занятиях и играх». Развивайте у ребёнка умение удерживать себя от неразумных желаний и поступков. Прежде всего, приучать выполнять правила, соблюдать порядок жизни. Например, ребенок поиграл, может быть, и немного устал, ему не хочется убирать свои вещи и игрушки на место, а приятнее поесть и сразу лечь спать. Но в семье существует правило: каждый член семьи вечером оставляет свои вещи в порядке. Ребенок должен соблюдать это правило, а для этого он должен заставить себя, прежде всего, убрать игрушки. Конечно, следует заботиться о том, чтобы правил, к которым приучают детей, не было слишком много, чтобы они были им понятны, соответствовали бы их силам и возможностям. По мере развития самостоятельности ребёнка и его участия в жизни семьи все чаще становится необходимым не только запрещать что-либо словом, но очень кратко, спокойным и требовательным тоном объяснять, почему нельзя так поступать. Однако прежде чем отказывать чем-либо, родители должны подумать, справедливо ли будет отказать ребёнку, и достаточно ли убедительны для него мотивы отказа. В противном случае запрещение вызовет протест, тяжелые внутренние переживания. Только те запрещения, которые понятны и убедительны для ребёнка, способствуют развитию у него способности сознательно удерживать себя от плохих поступков.