Елена Жалнина
Консультация для родителей «Необщительный ребенок»
▼ Скачать
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Публикация «Консультация для родителей „Необщительный ребенок“» размещена в разделах
Родителям конечно, хочется видеть своего ребенка счaстливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда pебенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взpослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.
A для того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины :
1. Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность - это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку. Часто причина замкнутости ребенка — в семье. Если родители мало общаются друг с другом и близкими, ведут закрытый образ жизни, если в доме не бывает гостей, а вечера проходят перед телевизором или в работе, то ребенку просто неоткуда взять пример для подражания.
2. Психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость и мнительность.
3. Тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Остановимся на краткой характеристике проявлений различных темпераментов.
Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.
Холерики - энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети - холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.
Флегматики характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети - флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.
Меланхоликам характерна низкая активность, сдержанность речи, слабо выражены чувства. На этом фоне у них могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди. Главное: не надо стремиться переделать ребенка. Нужно ему только помочь в естественном психическом развитии.
Как можно помочь ребенку начать общаться :
Узнайте, кто их сверстников и знакомых ему нравится, с кем он хотел бы дружить, — и создайте пространство, где дети смогут пообщаться в приятной обстановке.
Не оскорбляйте и не обзывайте ребенка из-за того, что у него не получается общаться.
Научите отказываться от разговора и завершать его. Это позволит ему не испытывать неловкость и не общаться через силу с людьми, которые ему незнакомы или неприятны.
Разговаривайте. Помните, что диалог — это взаимодействие двух сторон. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте о себе.
Просите помочь вам. Смоделируйте несколько безопасных ситуаций: спросить дорогу, задать вопрос проводнику, оплатить что-то в магазине.
Знакомьтесь с детьми и семьями в парке и на площадках, а после обсуждайте свои чувства.
Пробуйте новое. Вполне возможно, что ваш застенчивый ребенок просто не готов общаться с детьми в детском саду, а вот во дворе будет общаться с удовольствием.
Вместе выберите дополнительные занятия, где ребенок может пообщаться со сверстниками, — спорт, кружок.
3 упражнения для развития навыков общения:
«Расскажи историю». Вы начинаете рассказывать историю: «Жили-были.», ребенок продолжает, потом вы говорите по очереди. Упражнение помогает выстраивать беседу, учит слушать и слышать собеседника, не бояться общаться и шутить.
«Закончи фразу». Сформулируйте начало нескольких утверждений, которые ребенку нужно будет продолжить. Например — «Завтра я смогу.», «Я знаю, что.» Это упражнение помогает ребенку поверить в себя.
«Что ты ответишь». Попробуйте развивать фантазию ребенка : попросите его представить, что он идет по улице и встречает любимого книжного героя — что он ему скажет? А что ответит герой? От сказочных персонажей постепенно переходите к реальным людям — что ребенок скажет, если будет ехать в автобусе с мальчиком из сада?
Не осуждайте ребенка, позвольте ему развиваться в своем ритме — полностью изменить ситуацию не получится, но можно сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в компании других людей комфортно.
Шпаргалка родителям : что делать, если у ребенка нет друзей
Разберитесь, реальна ли проблема, и страдает ли он от недостатка общения.
Проанализируйте свое поведение: больше разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение.
Покажите, как вы сами общаетесь с другими.
Научите отказываться от нежелательного общения.
Поиграйте в игры, которые помогут справиться с застенчивостью.