Марина Шарипова
Консультация для родителей на тему «Экологическое воспитание детей средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Экологическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Удивительный мир природы с раннего детства окружает ребенка. Природа становится для малыша источником знаний и впечатлений. Она учит его наблюдать, думать, размышлять. Многообразие, яркость, великолепие природы всегда доступны созерцанию. Еще в дошкольном возрасте начинает складываться осознанное отношение к окружающему миру, копятся глубокие эмоционально яркие впечатления, которые останутся надолго в памяти. В целях экологического воспитания это должно быть использовано в полной мере. Изучение ребенком мира природы, через наблюдения и обретение первых исследовательских навыков, приведут к умению сопоставлять, сравнивать, находить взаимную связь, зависимость между предметами и явлениями природы, делать выводы. В настоящее время экологическое воспитание дошкольников занимает одно из главных направлений в дошкольной педагогике. Знания, полученные ребенком в детстве, окажут неоценимую помощь в освоении многих предметов в школе.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Н. Фета, Н. А. Некрасова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, и другие. После чтения произведений полезно организовывать беседы, задавать вопросы, лепить, рисовать, придумывать продолжение; сочинять сказки, стихи, рассказы, создавать свои книги. Хорошо, когда в глазах детей появляется сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.
Хорошая книга - лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка - это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет - самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.
Желательно приучать детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А. Огнева «На лесной поляне».
Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья можем помочь детям?
Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.