Кулиева Мафият
Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы знаем, нереально вырастить удачного, отменного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как главный инстинкт. Трудовым навыкам ребенка необходимо учить. Родителям предстоит не попросту обучить малыша трудиться, а сделать так, дабы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого дошкольный возраст. Как верно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, обучить ценить итог своего и чужого труда? Для этого неудовлетворительно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье на примере и под управлением родителей. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ? Значит, какому именно труду необходимо учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя четыре основных аспекта. Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление простых блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью). Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за звериными либо растениями). Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории). Ручной труд (производство разных поделок). Для всякого возраста объем этих навыков будет разен, что обусловлено всеобщим уровнем улучшения ребенка : его знанием управляться с предметами, исполнять просьбы, удерживать концентрацию внимания, не утомляться, думать логически и т. д. Всякий из этих видов труда дает ребенку возможность прогрессировать умственно и физически: осваиваться в окружающем мире; строить коллективные взаимоотношения; быть общительным; развивать память, мышление, моторику; постигать призвание и правила применения орудий труда; увеличивать кругозор; учиться автономности, дисциплинированности; развивать силу, ловкость, выносливость; учиться уважать старших, ценить итоги труда (не только собственные, но и совместные, и чужие, повышать ответственность, самооценку. ТЕЗИСЫ ПРИУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРУДУ Обучение трудовой деятельности значимый этап становления крошечной особы, её социализации. Основные задачи трудового воспитания : привитие трудовых навыков; воспитание положительного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей; образование знания ценить итоги труда и заботливо к ним относиться; образование правильных представлений о роли труда в жизни человека и обществе; образование знания строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми; становление способностей к удовлетворению собственных надобностей; образование тяготения к созидательности. Эти качества формиркомфортся понемногу, по мере улучшения навыков во всех видах труда. Но как прививать эти навыки верно? Чего при этом делать не необходимо? Вот основные тезисы трудового воспитания малышей дома. Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки постижения окружающего мира, в том числе с помощью личного участия. Следственно он достаточно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Ясно, что вначале такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, воспрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты небольшой, разобьешь, насвинячишь, а мне после убирать», взрослые навечно отбивают у детей желание работать. Не пролив и не обронив ничего, он не обучится делать верно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только утратит интерес к труду, но и будет воспринимать его как что-то дрянное, порицательное, утратит веру в себя. Корыстолюбивая мотивация искажает осознавание труда. Зачастую, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь получишь конфету (позволим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет : ребенок будет механически исполнять работу, ждя непременного вознаграждения. Таким образом, взамен трудовых взаимовзаимоотношений в семье начинают прогрессировать товарно-денежные. Чувство собственной значимости и значимости повышает у ребенка желание работать. Можно возложить ему, К примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже зрелый и ответственный, следственно мама доверяет ему такое значимое дело. При этом первое время работы проводят коллективно, мама рассказывает и показывает ребенку все главные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья, периодично мягко напоминает об этой работе. И при любом комфортном случае хвалит малыша перед сторонними: он у нас уже такой зрелый, ответственный, у него есть собственное трудное дело, и он с ним красиво справляется! Искренняя признательность и восхищение взрослых принуждают ребенка гордиться своими триумфами признательность и восхищение взрослых принуждают ребенка гордиться своими триумфами. Малыш будет ощущать свою значимость, Значимость своей помощи. А значит, он сумеет приучиться прикладывать услибоя, дабы испытывать от труда наслаждение. Ребенку необходимо чувство, что он не остается один на один со трудной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол либо мыть посуду, взрослые обязаны постоянно давать ему установку «совместно» (я постоянно рядом, я помогу, у нас все получится). Необходимо донести до малыша, что не уметь не совестно, основное тяготиться, пробовать; что итог постоянно будет отменным, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к триумфу. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения. Труд должен давать ребенку возможность думать, изучать, пробовать и хотеть функционировать. Эти качества присутствуют в всяком ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть независимым, ответственным. В отработке навыков самообслуживания основное следить, дабы все процедуры выполнялись повседневно, в надлежащем порядке, дабы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые обязаны контролировать и помогать, а не бранить и наказывать за неумение. Вероятно, самый главный из всех тезисов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь желательно долго и жестко требовать от ребенка реализации тех либо иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не показываем обязанностей всякого члена семьи, не проявляем аккуратности итог всех наших «увещеваний» будет нулевым. Важно! Приучая ребенка к непрерывным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него попоследующие главные мысли. Не постоянно даже взрослым доводится делать только то, что они умеют лучше всего, либо то, что хочется. Зачастую такие обязанности исполняются потому, что необходимо. В семье обязанности есть у всех: у отца одни, у мамы иные. В семье Ивановых отец с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, дабы получить от труда что-то отличное. К огорчению, даже взрослым зачастую доводится жертвовать своими желаниями, дабы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это необходимо, дабы в семье все спорилось, царлибо чистота и уют, дабы любой уставал в меру сил (потому что ненормально, когда все по дому делает только мама: от непрерывной усталости она может даже заболеть). ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ Игра лучшее средство улучшения ребенка. В игре его можно обучить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать итоги, вести себя в социуме, строить коммуникации и, безусловно, работать. В детском саду с дошкольниками проводят разные игры: как на знание теории, так и фактические. Взрослея, ребенок понемногу улучшает свои трудовые навыки в итоге непрерывного улучшения. В всяком возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем труднее могут быть эти поручения. При этом не непременно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список непременных указаний установить нужно. Например, в третьего года малыш в состоянии: убирать по местам свои игрушки; относить испачканную одежду в корзину для стирки; вытирать за собой разлитое; помогать убрать книги (журналы); вытирать пыль; накладывать домашнему питомцу еду в миску. К четырех годам к этим навыкам добавляются новые: застилать свою постель; убирать со стола; выбрасывать мусор; поливать растения; готовить завтрак из молока и хлопьев; складывать чистые полотенца. В пять лет малыш становится еще больше умелым, он уже в состоянии, помимо всего перечисленного, исполнять следующие функционирования: наливать себе воду или другое питье; готовить бутерброды; одеваться и завязывать шнурки; помогать загружать посуду в посудомойку; сортировать белье для стирки на цветное и белое; помогать взрослым в уборке двора, мытье машины; убирать за домашним питомцем лоток. Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать больше трудную работу : подмести мусор (в том числе во дворе); доставать почту из почтового ящика; помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку; отвечать на телефонные громки; выгуливать домашних звериных; работать граблями и тяпкой; вешать свою одежду в шкаф; чистить овощи. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого понадобится много терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в финальном счете значит сделать его преуспевающим и радостным.