Борейкина Ольга Владимировна
Консультация для родителей на тему «Самообслуживание»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему «Самообслуживание»
Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых -развивает эту активность направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой, "я сам,"-говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.
Темочки:
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Взрослые торопиться прети на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно : порвёт, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше. Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Такие действия взрослых приносят большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Полезнее было бы маме или папе потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. на просьбу ребёнка
"Я САМ " не следуют отвечать: " Мне некогда ", а лучше дать ему возможность испробовать свои силы.
И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливаться при умывании, может сам раздеваться и т. п. Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретать необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых, прежде всего, следует создать в семье необходимые условия : приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д.
Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действием (надеть и снять кофту, завязать шарф, правильно держать вилку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать так оно лучше просохнет и не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогает ему быстрее усваивать способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не умеет правильно есть ложкой. В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определённой последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой
можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании
, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки)
можно понаблюдать за тем как ребёнок ест, умывается. (Дид. игры
"Уложим куклу спать ", "Кукла проснулась")Воспитывая
самостоятельность, старайтесь как можно менее прибегать к замечаниям,
наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить
свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё
нужно научиться.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой
подражательностью.
Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому,
желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать
должны быть примером для подражания. Дети школьного возраста также
должны быть примером для младших братьев и сестёр.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании
учитываются их возрастные особенности. Если ребёнку трёх лет поручить
самостоятельно, завязать шнурки, то эта задача окажется для него
слишком сложной.
Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в
медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное
эмоциональное состояния, повлечь за собой нежелание принять участие в
труде следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать
интерес. Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать
трудно, но почётно.
Учебный труд, который станет впоследствии для ребёнка основным видом
труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е
тех усилий, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.