Любовь Кузина
Консультация для родителей «С кем и как дружит мой ребенок?»
Консультация для родителей на тему
«С кем и как дружит мой ребенок?»
Составил воспитатель Кузина Л. М.
Наиболее распространенной причиной нежелания ребенка идти в детский сад является проблема непризнания его сверстниками в группе. Если ребенок, возвращаясь из детского сада, сетует на неудачи в отношениях с детьми, следует проявить интерес к его переживаниям.
Публикация «Консультация для родителей „С кем и как дружит мой ребенок?“» размещена в разделах
Общаясь с другими детьми, играя с ними, ребенок примеряет на себя различные общественные роли. С детьми ребенок ведет себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощен, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен, потому что рядом нет заботливых родителей, готовых помочь в любую минуту. Совместная с другими детьми игра – это условие формирования чуткости, взаимопомощи, гуманизма, справедливости, дружеских взаимоотношений, сопереживания. Для ребенка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими. Контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребенка, помогают ему обрести самостоятельность.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, на 3 году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребенка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают свое отношение к другим детям. Но самое главное в этом возрасте – стремление завоевать уважение сверстников. Это дает ребенку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.
Впервые опыт общения с родителями подвергается серьезному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Большинство детей справляются с этой ситуацией: отношения с новыми людьми постепенно налаживаются. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребенка новыми знаниями о себе. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и приобретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что ему как личности, безусловно, очень важно.
Ребенок, не прошедший «школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписанными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, естественно, будет отторгаем ими.
Но общение ребенка со сверстниками без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Иногда в его взаимоотношениях с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника.
Уже в дошкольном возрасте дети понимают, что друг – это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся.
Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда – эгоизмом ребенка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.
Ребенок, пользующийся популярностью у детей, обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен.
Вопросы родителям.
Опишите характер поведения своего ребенка с близким другом. Как ведет себя ребенок со сверстниками на игровой площадке во дворе дома, в гостях:
Без особого труда сам завязывает отношения;
Опасается вступать в контакты;
Не проявляет инициативы;
Ждет помощи от взрослого, чтобы тот представил его сверстнику.
К каким способам решения споров прибегает ваш ребенок :
Пытается пойти на компромисс;
Жалуется взрослому;
Проявляет робость;
Склонен подавлять других детей;
Начинает драться.
Демонстрируйте ребенку разные способы примирения после ссоры, например:
Жадина-говядина, соленый огурец,
На полу валяется, никто его не ест.
Плкса-вакса-гуталин,
На носу горячий блин.
Мирись, мирись и больше не дерись.
А если будешь драться, то я буду кусаться.
Попробуйте раскрыть ребенку смысл пословиц : «Дурной пример заразителен», «С кем поведешься, от того и наберешься».