Зиганшина Наталья
Консультация для родителей «Ребенок идет в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш малыш вырос…Кажется, еще совсем недавно Вы, держа за руку свое «маленькое чудо» переступили порог детского сада… Первые тревоги и первые успехи позади. Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь, полную новых побед и свершений. Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Очень важно в этот период быть рядом с ребенком и помочь ему в адаптации к новым условиям.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок идет в школу“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. И, к сожалению, не все младшие школьники способны справиться с предъявляемыми к ним требованиями. Что же необходимо знать родителям о готовности ребенка к обучению в школе?
Чаще всего под понятием «готовность к обучению в школе» родители ребенка понимают его умение читать, писать и считать. Но, как показывает практика, этого далеко недостаточно для того, чтобы ребенок затем успешно осваивал школьную программу и достигал высоких результатов в учебе.
Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь, писать (у него должна быть развита мелкая моторика, считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.
Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4 урока по 35 минут, да еще выполнять домашнее задание – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.
Существует еще и психологическая готовность к обучению в школе, которая включает в себя такие составляющие, как:
- Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики);
- Эмоционально-волевая готовность (умение сосредоточиться, управление эмоциями, умение управлять своим поведением, сохранение работоспособности в течение одного урока);
- Мотивационная готовность (выраженность познавательных интересов, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем);
- Социальная или коммуникативная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Интеллектуальная готовность. Ребенок, считаясь будущим первоклассником, должен владеть хорошо развитой речью, которая может отражать уровень его интеллекта и логического мышления.
Обладая знаниями об окружающем мире, дошкольник должен владеть сведениями о своей семье и быте: знать свой адрес, имена родителей и место их работы. Дошкольник должен обладать запасом сведений об окружающей его жизни, ориентироваться во временах года и их признаках, знать дни недели, названия месяцев, различать деревья, цветы, животных.
Эмоционально-волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные, задания.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, он много раз слышал рассказы о школьной жизни от взрослых, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Поэтому важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять.
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе - социальная или коммуникативная готовность - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему будет трудно привыкать к школе.
Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его состояние.
Позвольте предложить несколько полезных советов для Вашего успешного взаимодействия.
Заранее :
• Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
• Очень важно побеседовать с учителем, рассказать о тех или иных особенностях вашего ребенка, так педагогу будет проще найти общий язык с малышом. Не забудьте рассказать о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения слуха и зрения. Как работает ребенок (спокойно, целеустремленно, быстро отвлекается, рассеянно и т. д.); как общается с окружающими; как развита речь ребенка. Если вы занимались у логопеда, не забудьте сообщить об этом.
• Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
• Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
• Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, пере мены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
• Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
• Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА,
или Как себя вести с ребенком-первоклассником.
• Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах. Рассказывайте малышу о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.
• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
• Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах – не стесняйтесь обсудить это с учителем.
• Утром будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.
• Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности.
• Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, – это Ваша задача.
• Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Гораздо полезнее пожелать малышу на прощанье удачи, подбодрить его, найти пару ласковых слов.
• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение вашего первоклассника о своем педагоге.
Начало школьной жизни, несомненно, один из самых значимых событий в жизни ребенка, но не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное для вас с ним событие.
Практическая часть
А теперь я вам предлагаю перевоплотиться в ваших детей и выполнить несколько практических заданий.
Сейчас мы с вами отправимся в Страну знаний, где есть школа «Умников и Умничек». В этой школе учатся очень хорошие и старательные ребята. Они часто играют в интересные и познавательные игры, поиграть в которые я вам сейчас и предлагаю. Поиграем?
1.Сегодня мы отправимся путешествовать на волшебном паровозе. Но прежде чем отправиться в увлекательное путешествие по Стране знаний, нам нужно раскрасить наш паровозик. Но не просто раскрасить, а нужно заштриховать по образцу. (На образце изображен паровозик, заштрихованный в разных направлениях). (Выполнение задания).
2. Вторая игра называется «Четвертый лишний».
Я буду называть вам 4 слова,3 из которых связаны по смыслу, а одно лишнее, оно с ним не связано. Ваша задача, найти это лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним.
- Мяч, скакалка, вилка, обруч.
- Хлеб, суп, булочка, сушка.
- Молоко, сухарик, вода, компот.
- Ручка, мел, ведро, карандаш.
- Март, февраль, апрель, лето.
3. В школе «Умников и Умничек» ребята очень любят сказки.
Посмотрите, перед вами на листочке бумаги изображены фрагменты из сказок. Фрагменты каких сказок вы видите? Разрежьте лист с иллюстрациями сказок по пунктирным линиям на 12 частей и передайте ее соседу, чтобы он собрал картинку и угадал сказку. (Выполнение задания).
4. Вижу, ваш мозг зашевелился, он готов к серьезной работе. Итак, преступим к выполнению логических задач.
- Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля ел яблоко, большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое, а что разное?
- Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая – в книге. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?
- Толя и Игорь рисовали картинки. Один мальчик рисовал дом, а другой- машину. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
5. Молодцы! С предыдущими заданиями вы справились с легкостью. А как себя покажите сейчас? Предлагаю вам игру «Запрещенные слова». Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете на них ответить. Но есть определенные правила: нельзя отвечать «да» и «нет», и нельзя называть цвет. Это запрещенные слова. Итак, начнем?
- Птицы летают?
- Кошки умеют лаять?
- Солнце какое?
- Ты любишь свою маму?
- Поросята умеют петь песни?
- Ты любишь рисовать?
- Какие краски ты любишь?
- Осенью небо какое?
И т. д.
Молодцы! Замечательно! И с этим заданием мы справились.
6. Заключение.
К сожалению, настало время возвращаться домой. Давайте сейчас все по цепочке поблагодарим друг друга за участие в нашем путешествии, и выразим свои пожелания. Например, «Я благодарю вас всех и желаю счастья (добра, взаимопонимания, любви, здоровья и т. д).
А теперь, уважаемые родители, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
Используемая литература:
1. М. Р. Григорьева «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками», Волгоград, 2009 г.
2. Е. В. Шитова «Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет», Волгоград, 2011 г.