Нина Митрофанова
Консультация для родителей «Прогоним детские страхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие из нас до сих пор помнят, как, будучи мальчиками и девочками, боялись выходить в холодную темноту коридора, пугались таинственных шорохов, необъяснимых звуков, внезапных скрипов.
Малышу страшно сделать даже один шажок в темноту: потеют ладошки, бегут противные мурашки по спине, потому что в углу комнаты «сидит паук» или «притаилась старая ведьма», которые в результате его детского воображения, еще и дышат, и шевелятся.
Публикация «Консультация для родителей „Прогоним детские страхи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Детские страхи… Они нередко преподносят своеобразные сюрпризы и в старшем возрасте: подчас невротические проявления возникают из-за не изжитых вовремя детских страхов.
Дети принимают большую часть информации невербально, ориентируясь на язык органов и чувств и тела. Большинство воспринимаемой в детском возрасте информации не осознается и остается (иногда и на всю жизнь) на бессознательном уровне. Вот почему множество страхов, появившихся в детстве, мы храним годами. И, став взрослыми, делимся друг с другом своими переживаниями, забывая, что рядом дети, которые чутко улавливают нашу тревожность, напряжение, конфликты.
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью (А. Спиваковская).
Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.
Причины возникновения таких страхов могут быть разные :
-наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно. Однако есть и внушаемые страхи : Баба Яга и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания;
-тревожность в общении с ребенком;
-чрезмерное предохранение от опасности;
-большое количество запретов;
-многочисленные угрозы взрослых;
-психологический испуг;
-конфликтные ситуации в семье ребенка.
Виды страхов.
Навязчивые страхи : страх высоты (гипсофобия, боязнь закрытых пространств (клаустрофобия, боязнь открытых пространств и т. д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи и все перечислить их невозможно. Каждый ребенок испытывает их в конкретных ситуациях.
Бредовые страхи – это страхи причины появления, которых найти не удается. Например, почему ребенок боится горшка или принимать какую-либо пищу. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике, могут служить началом развития аутизма. С такими проблемами нужно сразу обращаться к врачу.
Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями, первоначально соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи : боязнь отвечать на занятии воспитателю, заикание.
Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев мы сталкиваемся. К ним можно отнести страх темноты, страх сказочных персонажей, страхи потеряться, страх огня, боли т. д.
Выявление страхов.
Выявить наличие страхов у ребенка старше 3 лет можно с помощью беседы. Воспитатель должен задавать ребенку вопросы, которые должны быть доступными для его понимания. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа. Повторять один и тот же вопрос следует только время от времени, тем самым, избегая непроизвольного внушения страхов.
При стереотипном отрицании всех страхов нужно добиваться развернутых ответов. Воспитатель, который задает вопросы, должен сидеть рядом с ребенком, а не напротив, не забывая периодически подбадривать его и хвалить. Лучше задавать вопросы по памяти, не заглядывая в список.
Снятие страхов.
Одно из самых эффективных средств снятия страхов, по мнению опытных специалистов, является сказкотерапия. На таких занятиях воспитатели вызывают у детей сочувствие к пугающему объекту, персонажу, погружают их в избегаемую ситуацию. Например, заплаканную Бабу Ягу отводим в «салон красоты», Кощея учим благотворительности т. д. Несомненно, подобные занятия должен проводить психолог. Но воспитатели могут использовать на своей практике некоторые элементы современных методик снятия страхов.
Есть и множество других методов: прорисовывание страхов, просмотр мультипликационных фильмов, проигрывание ситуаций и т. д.