галина степаниченко
Консультация для родителей «Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема подготовки руки к письму на сегодняшний день актуальна, так как у большинства детей очень плохо развита мелкая моторика руки, они не умеют держать карандаш, правильно штриховать, не умеют пользоваться ножницами, лепить и т. д.
Для успешного обучения в школе старшему дошкольнику необходимо обладать довольно высоким уровнем развития зрительно-моторной координации - он должен уметь четко согласовывать мелкую моторику пальчиков с движением глаз. Все эти навыки просто необходимы при обучении письму, уровень развития речи и мышления также во многом зависит от степени развития мелкой пальчиковой моторики.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах
И в связи с этим необходимо целенаправленно и в системе заниматься развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребенок успешно справлялся со школьными заданиями:
1. Постановка руки.
Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна - на ручке, другая - на подушечки указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальцами, куда ложится ручка.
Можно воспользоваться специальным «тренажером», который позволяет в игровой форме, без усилий выработать правильную постановку пальцев при обучении ребенка рисованию и технике письма. Ручку с тренажером держать легко и удобно, в то же время, взять ее неправильно невозможно. Взрослому не нужно постоянно стоять над ребенком, объясняя как должен располагаться каждый пальчик и какой должен быть наклон ручки. Достаточно помочь ребенку в первое время обучения.
2. Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия данные задания лучше выполнять в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой, затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
Например, можно предложить ребенку выполнить задание «Обведи клетку», «Дорисуй узор» и др.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Например, можно предложить задания «Кораблик», «Самолет», «Ключ». Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.
После выполнения графического задания необходимо расслабить мышцы руки, сменить вид моторной активности. Для этого можно предложить ребенку сделать пальчиковую разминку.
3. Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только, оказывает благоприятное, влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Взрослому необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Время проведения 3 - 7 минут.
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаёт красивый веер-
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
«Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз – два - три-четыре-пять.
На другой руке - опять:
Раз - два - три - четыре - пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуйте, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
«Человечек»
«Топ - топ - топ!» - топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу.
«Дождик»
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!»
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.
4. Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки так же способствуют подготовке руки к письму. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.
Правила штриховки:
-Штриховать только в заданном направлении.
-Не выходить за контуры фигуры.
-Соблюдать параллельность линий.
-Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Сначала можно предложить ребенку обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы обязательно нужно показывать образец штриховки.
Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными, действиями также способствуют графические упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить такие задания как: «Продолжи узор», «Обведи по контуру», «Соедини линией» и др.
5. Рисование по точкам. (Графомоторика)
Рисование по точкам называется графомоторикой и развивает, очень много навыков и умений. Такими заданиями наделены прописи. Там есть картинки, которые нужно рисовать и многое другое. Задание звучит как «соедини точки и получи рисунок» либо просто «соедини». Обучение начинается с того, что ребенок обводит печатные прямые линии, буквы, учится рисовать простые рисунки.
Таким образом, вырабатывается техника письма, и ребенок учится рисовать.
Специалисты отмечают, что рисование по точкам помогает развивать мелкую моторику рук ребенка, вырабатывает навыки ориентировки на листе, способствует развитию глазомера. Ко всему прочему, рисование по точкам для детей является прекрасным способом развития образного и пространственного мышления, воображения и фантазии.
Выполняя различные упражнения с ребенком по подготовке к письму, необходимо помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
В заключении хотелось бы отметить, что использование в системе предложенных заданий будет способствовать развитию мелкой моторики, зрительной координации, мышления, внимания у ребенка, позволит добиться высоких результатов в плане подготовки руки к письму.
Подготовила :
Степаниченко Галина Геннадьевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №14 г. Шебекино»