щипкова наталья
Консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
на тему :
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
Подготовила:
воспитатель
Щипкова Н. В.
г. Жуков
2020г.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – важнейшее звено в системе воспитательной работы. «Что такое патриотизм?»
С. И. Ожегов писал, что это «. преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
Г. Бакланов определял патриотизм как «. не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Основы патриотического воспитания детей начинают закладываться в ближайшем окружении ребенка, в семье.
Мальчик с детства должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, становиться на сторону слабых, оказывать помощь, и для этого они с детства должны готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.
Родители должны объяснять своим детям, что “решения конфликтов”-умение уступить, договориться, прийти к соглашению без “кулаков” и т. д.
Формировать представления у девочек о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.
Ребенок уже в дошкольном возрасте должен знать в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано дедушками, бабушками, папами и мамами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, на улице, подъезде, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания патриотических чувств у детей. Это беседы о Родине, о родном городе, о хороших людях, природе родного края, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор стихов и песен для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается уважение и гордость к родной земле. Здесь важная роль принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат дружбе, добру, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Должен ребенок иметь понятие о государственных и народных праздниках, принимать активно в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, традициями и обычаями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по
выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в поле, на реку, в лес. Это дает возможность познакомить детей с правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны обращаем внимание на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления об истории родного края, о родной природе полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны -значит принимать близко к сердцу ее интересы, горести и радости, заботы, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, истории, ее культуре, языку передается от родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
знает и называет свои фамилию и имя, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
может рассказать о своем родном городе (поселке, селе, назвать улицу, на которой живет;
знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о гербе, флаге, мелодии гимна;
имеет представления о Российской армии, о Дне Победы, о годах войны.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается для него с самого близкого - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обратите внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: магазина, почты, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о культуре, о традициях своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите о стране дурно, в которой живёте.
Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком на выставку или в музей, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Сиди тихо!», «Не высовывайся!», «Это не твое дело!»
Смотрите с ним кинофильмы, передачи, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей опорой и надеждой в старости!
Выучите с детьми
Наша Родина Г. Ладонщиков
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
Пословицы
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
На чужой стороне и весна не красна.
Везде хорошо, но милее Родины нет.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха
Читаем детям
Алексеев С. «Дом», «Первый ночной таран»
Александрова З. «Родина»
Жаров А. «Пограничник»
Жариков А. «Юнбат Иванов»
Кончаловская Н. Отрывки из книги «Наша древняя столица»
Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники»
Крылов Я. «Трехцветный флаг»
Ладонщиков Г. «Наша Родина»
Лермонтов М. Ю. «Бородино»
Махотин С. «Этот дом со скрипучим крыльцом»
Орлов С. Родина»
Орлов В. «Родное», «Я и мы», «Разноцветная планета»
Степанов В. «Родные просторы»
Прокофьев А. «Нет на свете Родины красивей»
Яковлев Ю. «Мама», «Малая Родина»
Анкета для родителей по патриотическому воспитанию
1. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом? ___
2. Какие слова выражают любовь к Родине? ___
3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___
4. Знаете ли Вы пословицы о Родине? ___ Назовите их ___
5. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? ___
6. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? ___
7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?
8. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? ___
9. Назовите Российскую символику? ___
10. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка?
11. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей?
12. Как часто Вы читаете детям такие произведения? ___
13. Какие народные праздники Вы знаете? ___
14. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? ___
15. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? Да. Нет. Почему? ___
Анкета для детей на тему «Я и моя страна»
1. Как ты думаешь, Россия – большая страна? ___
2. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь? ___
3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах бывал? ___
4. Люди, каких национальностей живут в России? Назови их.
5. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать? ___
6. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему? ___
7. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? ___
8. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал? Почему? ___
9. Ты любишь свою страну? Почему? ___
10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или своего села, какие бы три желания ты загадал? ___