Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей на тему «Как развивается общение детей друг с другом»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ - ЭТО.. .
Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и
достижений общего результата. (М. И. Лисина)
Специфика общения дошкольников со сверстниками отличается во многом от общения со взрослыми. Со сверстниками контакты более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, смехом, криком.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Как развивается общение детей друг с другом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Общение со сверстниками богаче по функциям и назначению. Действия ребёнка, направленные на сверстника, более разнообразны.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.
На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга три формы общения со сверстниками:
1. К 12 месяцам впервые складываются деловые контакты в форме совместных игровых и предметно-практических действий. Здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстниками.
2. Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомств о с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают одежду, лицо, иногда пробуют на вкус - берут в рот пальчики другого.
3. Младенец часто не ограничивается созерцанием ровесника, а стремится на деле изучить интересующий их объект. Он ведёт себя со сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют ему те же действия, что и взрослому: предлагает игрушку, улыбается. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная реакция.
Общение в полном смысле ещё отсутствует, а лишь закладываются его предпосылки.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
- В 1,5 года происходит перелом в отношениях с ровесниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей.
- К 2 годам складывается первая форма общая со сверстниками: содержание её состоит в том, что ребёнок от сверстника ждёт соучастия в своих забавах, шалостях и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, забавными движениями, весёлыми криками и отличается непосредственностью и раскованностью.
Детей привлекает сам процесс совместных действий: убегания, совместных построек и т. д.
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ.
В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что развивается бурно сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер.
Дошкольники стараются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушки, наиболее привлекательную роль в игре и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ У РЕБЁНКА 6-7 ЛЕТ СОСТАВЛЯЕТ СТРЕМЛЕНИЕ К УВАЖЕНИЮ И ПРИЗНАНИЮ.
Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чём говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в ровеснике и за счёт чего самоутверждаются в его глазах. Высказывания в адрес ровесника так или иначе связаны с собственным "я" ребёнка.
~ Усложнение игровой деятельности ставит детей перед необходимостью договариваться и планировать свою деятельность.
~ Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами.
~ Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ ровесника. По-этому возникает дружба и привязанность.
~ Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т. е. умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы и готовность помогать.
~ Возникает интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.
~ Дети беседуют на личностные и познавательные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.
~ Речь - главное средство общения.
ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.
Общение с ровесниками занимает ведущую роль в развитии речевых, нравственных, интеллектуальных и и эмоциональных задатков. Ребёнок 3-х лет уже скучает при расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, даёт им советы. Дети в этом возрасте уже могут делиться игрушками, помогать друг другу, угощать друзей без подсказки взрослых. Избирательность по отношению к другим выражается в антипатиях и симпатиях, ревности, соперничестве.
Детям необходимо общество ровесников не только для совместного развлечения, но и по другим важным причинам:
- Играя с друзьями, дети привлекают к совместным действиям;
- Они приобретают навыки честного соревнования;
- Учатся подчиняться законам коллектива, находя своё место в нём и получает более верное представление о жизни.
Психическое, социальное, умственное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями.