Альбина Гурулёва
Консультация для родителей на тему «Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно взрослые смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Памятка для родителей
Основные принципы построения общения с детьми
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Как организовать познавательно-развивающую среду в семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте явления окружающего мира и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребё нку старшего возраста как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?»
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, предметы окружающего мира. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймё т: развивающее общении – это всегда немного общение «навырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребёнком, выезжайте на природу.
7. Приглашай те в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в другой комнате».
8. Ходите с ребёнком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Рекомендации по созданию познавательной развивающей среды.
Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Поэтому необходимо чтобы ребё нка окружали:
игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей, цвета, формы и т. д. ;
оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формы, плавающие игрушки, ведёрки, лейки и др. ;
банки разного размера;
различные движущиеся игрушки;
игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;
самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы;
конструкторы, мозаика;
разнообразные изобразительные материалы: бумага цветная и белая, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки;
игрушки различной формы; игрушки контрастных размеров;
ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть;
разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
парные картинки;
матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши;
пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застёгивающиеся предметы;
предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части – сломанные часы, фотоаппарат, приборы;
ёмкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и др. ;
машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы для «профессиональных» игр («Доктор», «Парикмахерская» и др.);
игрушечные фигурки животных натуральной окраски;
мягкие игрушки;
книги сказок, о животных, с иллюстрациями изображающими предметы реального окружения ребёнка;
Детям среднего дошкольного возраста необходимо обогатить развивающую среду. Следует внести:
познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребёнка (автомашины, мода, интерьер и др.);
книги с волшебными сказками;
коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. д. ;
цифры и буквы, азбука на кубиках;
развивающие игры;
игровые и учебные телевизионные программы;
различные орудия труда;
оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Для детей старшего дошкольного возраста в развивающую среду следует внести :
глобус, физическую карту мира и России, политическую карту мира;
разнообразные коллекции;
измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, колбочки, линейки и др. ;
познавательные детские энциклопедии с картинками или хорошими фотографиями;
азбуки в картинках, книги для первого чтения;
познавательные видеофильмы;
детский фотоаппарат, фотоальбом;
детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
часы настенные, календарь;
настольно – печатные игры (лото, пазлы, развивающие игры;
настольные игры (домино, шашки, шахматы).
Для детской познавательной деятельности необходимо стационарное оборудованное место – детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой, для занятий исследовательской деятельностью.