МАРИНА ПОЧИНОК
Консультация для родителей «Как научить ребенка слушать и слышать музыку?»
Возможности музыки огромны. Это особый мир. Это как бы космос искусства. В нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора.
По мнению ученых, дети – глубочайшие философы: дошкольный возраст – самый плодотворный период для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «Ах!» должны основываться решения познавательных и эстетических задач. Психологи считают, что у детей есть множество способностей, в том числе и к музыке. Уже в 8-9 месяцев, едва научившись говорить, ребенок точно реагирует на звучание ритмической музыки - переступает ногами, старается подпрыгнуть – все это очень физиологично в том возрасте. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, н и слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать - будь то собеседник, природа или музыка. Даже мир звуков повседневности требует внимания, даже н, будучи услышан, способен обогатить опыт ребенка. Некоторые думают, что только в деревне или в лесу можно что-то услышать и узнать, а что интересного можно услышать в городе? Только грохот! Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы – вот обрывок разговора, вот проехала легковая машина, а вот пожарная (она сигналит совсем по - другому, а вот играет гитарист в компании молодежи, бьют башенные часы. От уличных часов можно перейти к домашним, от звуков улицы – к звукам дома.
Можно слушать и тишину. Это интересно. Тишина не бывает абсолютной! Скажем, все замолкают и слушают тишину после трех ваших хлопков в ладоши. А потом рассказывают по очереди, кто что услышал, кто был более внимателен.
Дальше необходимо научить детей слышать разницу в звуках и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Барабан может бить и громко, но все равно это будет глухим звуком. А колокольчик может звонить тихим, но звонким звуком.
Для интересной игры можно даже сделать «инструменты». Коробочки из-под йогурта или другие маленькие коробочки отлично сойдут за «барабаны» или «маракасы», если туда поместить горох. Взять еще несколько металлических коробочек с горохом (совсем другой звук) и для разнообразия что-то из музыкальных инструментов - и оркестр готов!
Дирижировать может и мама, и папа, а дети «играют» с потряхиванием или постукиванием по коробочкам.
Важно не останавливаться на достигнутом, а усложнять игру. С помощью шумовых инструментов можно «озвучить» читаемые вслух сказки или оживить детские рисунки. Можно отлично изобразить грозу с раскатами грома, помигать настольной лампой, имитируя вспышки молнии. Здесь понадобится вся детская наблюдательность и изобретательность. Какую же музыку стоит слушать с детьми? Это произведения, чья образность поможет понять детям замысел автора: фрагменты из опер-сказок Н. Римского – Корсакова и балетов-сказок П. И. Чайковского, симфонические произведения, специально написанные для детей С. Прокофьевым, и вполне «взрослое» произведение К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Очень важно, чтобы родители помогли закреплению всего того, что дошкольники получают на музыкальных занятиях, на прослушиваниях в группе. Дети знакомятся с фортепианными пьесами П. И. Чайковского «Времена года». Прослушав знакомые произведения : «Декабрь», «Апрель», «Июль», они увидят соотношение музыки и природы за окном, а может быть, сравнят и с собственным настроением.
Классическая музыка побуждает ребенка рисовать. Ребенок рисует не столько музыку во время ее звучания, сколько себя, свое настроение и восприятие. Не отказывайте ребенку на его просьбу нарисовать музыку, которую он прослушал на музыкальном занятии, помогите ему, включитесь в его игру. Совместная игра, совместная деятельность, совместное прослушивание музыки делает Вас с ребенком ближе. Вы получаете духовное и эстетическое удовольствие.