Анна Захарова
Консультация для родителей на тему «Гигиена нервной системы. Режим дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему:
«Гигиена нервной системы. Режим дня»
Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Нервная система детей быстро утомляется. Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения переутомления огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Гигиена нервной системы, Режим дня“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом предохранять организм от переутомления. Строгое соблюдение режима дня способствует облегчению перехода от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.
Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольных учреждениях, детей распределяют по группам. У каждой группы свой распорядок дня, учитывающий особенности детей данного возраста.
Перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение его следует подготовить:
• Ребенок должен быть полностью здоров (здоровый ребенок легче переносит адаптацию);
• Максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дня дошкольного учреждения;
• По возможности ликвидировать такие привычки, как укачивание, сосание пустышки и т. п.
Режим сна.
Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон.
Частота и продолжительность сна детей от 2,5 месяцев до 7 лет:
Возраст / Количество периодов сна / Длительность периода (ч) / Длительность в сутки
2,5 мес. – 5 мес. / 4-3 / 2 – 1,5 / 17,5 – 17
5 мес. – 10 мес. / 3 / 2 – 1,5 / 16,5 – 16
10 мес. – 1 год / 2 / 2,5 – 2 / 15 – 14,5
1 год – 1,5 года / 2 / 2 – 1,5 / 14,5 – 14
1,5 – 2 года / 1 / 3 / 14 – 13,5
2 – 3 года / 1 / 2,5 / 13,5 – 12,5
3 – 4 года / 1 / 2 ч. 20 мин. / 13ч. 20мин. – 12ч. 20мин.
4 – 5 лет / 1 / 2 ч. 10 мин. / 13ч. 10мин. – 12ч. 10мин.
5 – 6 лет / 1 / 1 ч. 50 мин. / 12ч. 35мин. – 11ч. 35мин.
6 – 7 лет / 1 / 1ч. 45 мин. / 12ч. 30мин. – 11ч. 30мин.
Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время и в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего, укладывают в последнюю очередь, чтобы он видел, как ложатся другие дети. При засыпании недопустимы яркий свет и различный шум. Детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, рассказывать страшные истории, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизор и телефона. Важно чтобы у ребенка была своя кровать, это создает условия для полноценного отдыха, уменьшает риск заражения инфекционными болезнями, предотвращает риск преждевременного пробуждения полового чувства.
Режим питания.
Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время, таким образом, к моменту приема пищи, пищеварительные железы начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки до того, как пища поступит в желудок. Эти мероприятия способствуют лучшему усвоению продуктов питания.
Частота приемов пищи:
Дети первых месяцев жизни – 7 раз в сутки;
От 2,5-3 до 5-6 месяцев – 6 раз в сутки;
От 6 месяцев до 9-10 месяцев – 5 раз в сутки;
От 9-10 мес. до 1 года – 5-4 раза в сутки;
От 1 года до 7 лет – 4 раза в сутки.
Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4-4,5 часов.
Во время прима пищи важно создать спокойную, доброжелательную обстановку, поддержать у детей хорошее настроение. Не следует проявлять нетерпения, запрещать обращаться с просьбой, делать частые замечания. Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.
Режим бодрствования.
Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: 1 – после игр и занятий, следующих за завтраком (2часа); 2 – после полдника (2-3 часа). Общая продолжительность прогулок 4-5 часов.
Прогулка – важнейший момент закаливания организма. Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответствии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить свободу движений и тепловой комфорт. Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре не ниже – 15 градусов, а 4-7 лет – при температуре до – 18-22 градуса. При низких температурах время прогулки сокращается. Летом вся жизнь детей должна, по возможности, проходить на воздухе.
С раннего детства детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. Польза прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. В зависимости от возраста детей во время прогулки организуются различные игры, спортивные развлечения, труд на участке.
Дети, увлеченные интересной деятельностью, долго не чувствуют утомления. В иных случаях, короткие, но правильно организованные виды деятельности, могут быть значительной нагрузкой для нервной системы, привести к быстрому утомлению. Однако преодоление незначительного утомления может быть полезным – оно тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работоспособность.
Следует продумать чередование видов деятельности. После малоподвижных игр и занятий детям нужна деятельность подвижного характера и наоборот (после активных – спокойные игры).
На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются (достаточное освещение, темпертурный режим в помещении, правильно подобранная мебель). Помещения, где проводят занятия, должны хорошо проветриваться (температура 20-21 градус, относительная влажность 30-60%)