Кулиева Мафият
Консультация для родителей «Формируем речь дошкольника. Что важно знать родителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям подобает обратить внимание на:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение распознавать звуки речи на слух
• Владение навыками голосового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического режима речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические движения (память, внимание, мышление, восприятие)
Звукопроизношение и фонематический слух.
Публикация «Консультация для родителей „Формируем речь дошкольника, Что важно знать родителям“» размещена в разделах
В норме вся звуковая направление речи должна быть пройдена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен знать отличать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен четко выговаривать звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение навыками голосового разбора и синтеза:
• умение выделять интонация на фоне слова;
• слышать и выделять первый и крайний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называть слова с данным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• детки должны знать и правильно применять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального изучения ребёнок данными навыками овладеть не может. Обучение голосовому анализу и синтезу проходит в детском саду на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры, 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).
Слоговая структура слова.
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас.
К 7 годам у ребёнка должен быть довольно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
Сформированность грамматического строя речи.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь.
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль,
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ,
- на лексику (полнота и точность использования слов,
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация:
- важно, чтобы ребёнок быть достаточно активен в общении,
- умеет слушать и понимать речь,
- строит общение с учетом ситуации,
- легко входит в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражает свои мысли,
- пользуется формами речевого этикета.
Мелкая моторика рук.
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.
Психические процессы.
Все психические движения (восприятие, внимание, память, воображение, мышление) тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хоть бы одного психического процесса приводит к нарушению интеллектуального развития ребёнка в целом.
многоуважаемые родители! Играйте, читайте, занимайтесь со своими детьми!
А если ваш ребенок располагает препятствия в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, подобает обращаться к логопеду.
Спасибо за внимание!