Елена Крисанова
Консультация для родителей «На пороге школы»
▼ Скачать +Заказ
Своеобразным итогом дошкольного периода является готовность ребенка к школьному обучению. Если ребенок идет в школу не готовым в психологическом отношении, это может иметь самые печальные последствия, как для успешности его обучения, так и для дальнейшего развития личности.
Из чего же складывается готовность к школе и как помочь ребенку подготовиться к новой для него школьной жизни?
Публикация «Консультация для родителей „На пороге школы“» размещена в разделах
Главным показателем готовности к школе являются мотивы учения, т. е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано разными причинами, среди которых психологи выделяют социальные и познавательные.
Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником, – иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники, ощутить себя большим, школьником.
Познавательные мотивы связаны непосредственно с учением и с познавательными интересами ребенка. Они проявляются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.
Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые уже он не может удовлетворить дома.
Нередко у детей преобладают социальные мотивы учения, а познавательные выражены слабо. В таком случае детей интересуют в школе не знания. А строгое исполнение роли ученика. Ребенок ориентирован в основном на одобрение и похвалу учителя, потому что только учитель может оценить, как он исполняет роль ученика. На первых порах такая исполнительность и готовность делать все как надо могут давать неплохие результаты, но как только эта роль станет для ребенка привычной, и исчерпает свою привлекательность, учение в школе утратит для него смысл, если, конечно, к этому времени у него не сформируются собственно учебные мотивы.
Однако, если у ребенка доминируют познавательные мотивы учения, а социальные практически отсутствуют, то это тоже может вызвать существенные трудности. Такие дети обычно приходят в школу, умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы больше узнать. Стремления хорошо выполнять обязанности ученика, понимания своей новой ответственности у них может и не быть. И если такому ребенку на уроке становится скучно, он легко может заняться посторонним делом или выйти вовсе из класса. Он учится лишь до тех пор, пока новый материал представляет для него познавательную ценность.
Ему скучно делать все, что не вызывает его непосредственного интереса: выполнять домашние задания, тренировать руку к письму, решать однотипные задачи. Ученики с преобладанием познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами учения могут оказаться даже менее готовыми к школьному обучению (в том виде, как оно существует на сегодняшний день, чем дети с преобладанием социальных мотивов.
Естественно, что индивидуальность каждого ребенка проявляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.
Дошкольник существо непосредственное. Он делает и говорит то, что хочет, и не задумывается как именно и почему он это делает. В конце дошкольного периода дети обычно теряют эту непосредственность; перед ними возникают вопросы: «Правильно ли я делаю? Как нужно?» Они начинают опосредовать свои действия представлением о том, «как надо делать», что превращает их поведение в произвольное и осознанное.
Многие трудности в обучении шестилетних детей связаны как раз с тем, что они еще не утратили непосредственности, которая очень мила в семье, но мало приемлема в школе.
Помимо психологической готовности к школе существуют специальные навыки и умения, которые также необходимы. Это, прежде всего, умения писать и читать. Конечно, если у ребенка есть психологическая готовность к обучению, если он хочет и умеет учиться, он без труда овладеет этими навыками. Но все же, если вы хотите облегчить адаптацию ребенка в школе, лучше заранее учить его этому.
Особенно тяжело дается детям письмо. Чтобы избежать серьезных проблем в этой области, лучше готовить руку к письму с пяти лет: необходимо приучать руку к любым мелким, но точным движениям – лепка, аппликация, рисование и т. д. Если у ребенка хорошо развита микромоторика руки, он без труда овладеет навыками письма.
Учить читать тоже лучше до школы. В 4-5 лет это значительно легче. Чем в семь-восемь. Ребенок еще экспериментирует со словом, интуитивное чувство языка еще не притупилось, поток детских вопросов еще не иссяк. Язык дошкольнику еще интересен. Вам остается только придать этому интересу направление, нужное для овладения письменной речи и грамотой.
Если ребенок научиться писать и читать до поступления в школу, это во многом облегчит ему переход к новой для него школьной жизни. А переход этот труден для каждого ребенка, на которого буквально обрушиваются новый мир отношений со взрослыми и сверстниками, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. И для того, чтобы ребенок благополучно вошел в эту новую для него жизнь и комфортно чувствовал себя в ней, ему необходимы помощь взрослого, его участие.