Виктория Васильевна Шматова
Консультация для родителей «Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления»
▼ Скачать
+ Заказать документы
«Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления»
Выделены три группы музыкальных игр, влияющих на интеллектуальное развитие дошкольника :
• Игры на развитие внимания : развивают свойства внимания : наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции.
Публикация «Консультация для родителей „Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мышления“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2022
• Игры на развитие памяти : осуществляют развитие разных видов памяти : зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
• Игры на развитие мышления : содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
Игры на развитие памяти
Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.
Исследования психолога 3. Богуславской показали, что дети со слабой памятью — это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания. Также страдает память в значительной мере у детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Их память отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка — что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.
Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами и рациональными приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.
В зависимости от того, как долго сохраняется материал в памяти, выделяют краткосрочную и долговременную память. Выделяются и природные свойства памяти : объем запоминания, скорость запоминания, скорость забывания, длительность хранения информации, точность запоминания. В то же время память — это и результат целенаправленной деятельности по развитию этой функции.
Игры на развитие внимания
Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.
Внимание одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
В старшем дошкольном возрасте внимание у ребенка начинает контролироваться внутренними логическими процессами.
Внимание детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, очень слабо, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышит только его начало или конец. Неорганизованность этих детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием.
Расстройства внимания проявляются у детей и в двигательной расторможенности (гиперактивности, а также импульсивности поведения. Моторная активность бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. У детей с СДВ (синдром дефицита внимания) нарушения в двигательной сфере выражаются дискоординацией движений, неразвитым зрительным восприятием, изменением речевого развития, несформированностью мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание и действия).
Такие дети отвлекаются на любые раздражители, не могут долго сосредоточиться на определенной деятельности и самостоятельно выполнить задание до конца. У них постоянно возникают проблемы в общении со сверстниками, часто не устанавливаются с ними дружеские отношения. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергается в коллективе.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.
Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством, средств двигательной активности.
Игры на развитие мышления
Мышление у ребенка развивается постепенно : к концу раннего детства, с 3—4 лет, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. К 5—6 годам развивается словесно-логическое мышление.
Развитие мышления осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного, опыта. Дети с желанием придумывают игры на основе своего социального опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать. При этом обращается внимание на способы умственных действий.
Со стороны взрослых детям оказывается помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.
В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи — слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни — сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире самых разных звуков — природы, окружающего мира, музыки.
Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания : помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.