ирина пахомова
Консультация для родителей «Мотивация обучения в школе при поступлении в 1 класс»
▼ Скачать
Мотивация к учёбе считается одним из важных показателей психологической готовности ребёнка к школе, своеобразной гарантией его успешной адаптации и принятия нового статуса ученика. Исследования психологов доказывают: дети с низким уровнем мотивации тяжело приспосабливаются к новым условиям, коллективу и учителю, им сложно соблюдать школьные правила и справляться с заданиями на уроках. Школьная дезадаптация – это не только низкая успеваемость и стычки с одноклассниками, это и трудности психологического плана, и искажения в личностном развитии ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Мотивация обучения в школе при поступлении в 1 класс“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Готовность к школе можно условно разделить на 3 компонента:
- Физиологическая
- Интеллектуальная
- Психологическая
К физиологической готовности к школе относят определённый уровень развития координации движений, достаточно развитую мелкую моторику, на основе которой развиваются графомоторные навыки. (Филлипинский тест готовности к школе)
Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника
Психологическая готовность включает эмоционально-волевую готовность к школе, которая складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л. А.
Важным компонентом обучения в школе является сформированная внутреняя позиция школьника.
Она предполагает, что ребёнок стремится учиться и переживает, если такой возможности нет; учёба интересна ребёнку именно как серьёзная деятельность, а не новый вид игры.
Мотивационной готовностью называют желание ребёнка посещать школу, сформированное адекватными причинами, или мотивами. Что это за мотивы?
Выделяют шесть групп факторов, побуждающих ребёнка к приобретению новых компетенций.
• Социальные мотивы. Ребёнок осознаёт необходимость посещать школу. Этот мотив выражается фразой : «Все дети должны учиться».
• Учебно-познавательные мотивы. Ребё нку интересно узнавать что-то новое: «В школе можно многому научиться!»
• Оценочные мотивы. Ребёнок стремится хорошо учиться, получить одобрение взрослого: «Я постараюсь учиться только на четыре и пять!»
• Позиционные мотивы. Ребёнка привлекает внешняя атрибутика, ему хочется стать «взрослым», чтобы его называли школьником : «В школу ходят только взрослые дети, а в детский сад – малыши» или «К первому сентября у меня будет школьная форма, ранец с Человеком-пауком и классный пенал – это так здорово!»
• Внешние мотивы. «Мне придётся ходить в школу, потому что родители так решили» – подобные мотивы не выражают желаний ребёнка.
• Игровые мотивы. Мотивы, неадекватно переносимые ребёнком в новую ведущую деятельность – учебную: «В школе меня ждут новые друзья и классные игры!»
У дошкольника, как правило, есть все перечисленные мотивы, но проявляются они индивидуально.
Компоненты мотивационной готовности к обучению
Мотивационная готовность включает несколько компонентов:
• положительные представления о школе;
• желание ходить в школу с целью приобрести новые знания и умения;
• сформированная позиция школьника.
Первые два компонента готовности вопросов обычно не вызывают, а вот третий стоит рассмотреть подробнее. Мотивационно готовым к обучению в школе считается ребёнок, у которого прослеживаются черты зрелой «внутренней позиции школьника» :
• он стремится учиться и переживает, если такой возможности нет;
• учёба интересна ребёнку именно как серьёзная деятельность, а не новый вид игры;
• учебные мотивы развиты в достаточной степени (помогут преодолеть возможные школьные трудности, а первенство среди них занимают познавательные и социальные.
Понимая, что сформированность мотивационной сферы играет серьёзную роль как для успешной адаптации ребёнка к школе, так и для его последующего обучения и становления личности, родители хотят знать, насколько готово их чадо идти первый раз в первый класс. Для диагностики мотивационной готовности в арсенале педагогов и психологов есть немало специальных тестов. Дома можно провести простой экспресс-тест: пусть ребёнок вообразит себя директором школы или даже министром образования и составит расписание для 1 класса на неделю. Предметы он может включать любые, даже не предусмотренные школьной программой, да и количество уроков – дело хозяйское. Пока ребёнок будет трудиться над созданием расписания, понаблюдайте за ним – в какой последовательности он располагает уроки, как часто повторяется один и тот же предмет за учебную неделю, много ли в сетке уроков, не входящих в школьную программу. Так вы сможете сделать определённые выводы о сформированности мотивационных компонентов и обнаружить «проблемные зоны».
Как помочь ребёнку обрести мотивацию к обучению?
Если вы всем сердцем желаете помочь ребёнку учиться в школе с радостью и успешно, начните действовать по плану.
• Рассказывайте интересные истории из школьной жизни. Если своих в запасе нет или они быстро перевелись, читайте рассказы о школе русских и советских классиков и современных зарубежных авторов.
• Вместе с ребёнком рассматривайте школьные фотографии, тетради и дневники, грамоты и школьные старые учебники.
• Создайте в доме атмосферу, которая будет помогать ребёнку развиваться и формировать у него познавательную мотивацию, – купите глобус, заведите аквариумных рыбок, вместе рассматривайте карту звёздного неба и тому подобное.
• Больше разговаривайте с ребёнком, занимайтесь совместной деятельностью – лепите из пластилина, делайте поделки из природных материалов, играйте и беседуйте во время прогулок.
• Научите ребёнка ставить цели и выбирать способы их достижения.
• На простых примерах и повседневных делах вместе с ребёнком проследите, как связаны усилия, которые он прилагает, с результатами его труда.
• Обсуждайте с ребёнком, как связаны школьные предметы и реальная жизнь. Например, умение считать пригодится во время покупок в магазине, а умение читать поможет не заблудиться в незнакомом месте – всегда сможешь узнать название улицы, станции метро, вывески над входом в магазин.