Надежда Гридасова
Консультация для родителей «Мелкая моторика как эффективное условие развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика как эффективное условие развития речи у дошкольников
В настоящее время все более актуальной становится проблема полноценного развития детей дошкольного возраста. Важную роль в успешности речевого развития ребенка играет сформированность мелкой моторики.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей
и дарований детей - на кончиках их пальцев"
"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.
Публикация «Консультация для родителей „Мелкая моторика как эффективное условие развития речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики очень важно еще и потому, что вся жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы при одевании, рисовании, а также выполнении разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика пальцев рук – «совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.
Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями
головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь
между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых
лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те
его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты
пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор,
способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая
моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет
недостаточно развита.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две
руки.
Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой.
Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария
мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого
полушария.
Рассмотрим различные направления, способствующие развитию мелкой моторики пальцев рук:
Первое направление - пальчиковые игры и упражнения. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к рисованию и письму (кисти рук становятся подвижными, гибкими, исчезает скованность движений).
Второе направление – игры с прищепками. Вариантом развития мелкой моторики рук, закрепления сенсорных навыков и пространственных представлений являются и игры с прищепками. Главная цель использования прищепок – это развитие тонких движений пальцев рук.
Третье направление – музыкально-ритмические упражнения. . Эти упражнения используются у детей с большой любовью, вызывают веселое настроение, так как строятся на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования.
Четвертое направление - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность, требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо не только определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать свое внимание на руке. В практике мы используем: лепку из пластилина, рисование карандашами, обведение контуров, штриховку, раскрашивание картинок.
Развитие мелкой моторики является одним из показателей речевого развития ребенка.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики – интеллектуально и эмоционально развит, логически рассуждает, у него достаточно сформированы все стороны речи.