Наталья Леонидовна Прохорова
Консультация для родителей «Математика на кухне»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика на кухне
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
А. Маркушевич
Многие родители довольно часто заблуждаются относительно того, насколько просто бывает заниматься с ребёнком в обычной домашней обстановке. Большинство из них ошибочно предполагают, что для этого необходимо обеспечить ребёнка специализированной обучающей обстановкой или же каким-то специальным методическим оборудованием. На самом деле, чтобы ребёнок охотно мог заниматься с родителями той или иной обучающей деятельностью, достаточно обычной привычной домашней обстановки и предметов домашнего обихода. Кухня отлично подходит для обучающих занятий математикой. Разнообразие предметов различных формы, размера и цвета в полной мере могут обеспечить Вас всем необходимым материалом для успешной и продуктивной сов-местной деятельности с вашим ребёнком. Рассмотрим основные приёмы подробнее и попробуем убедиться в этом сами.
Публикация «Консультация для родителей „Математика на кухне“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
1. Сравниваем по размеру.
Попросите вашего малыша подобрать к кастрюлям разного размера со-ответствующего диаметра крышки. Лучше, если это будут кастрюли из одного набора с одинаковыми рисунками. Предложите малышу рассказать о каждой кастрюле по порядку – сначала о большой, потом о кастрюле поменьше и, наконец, о самой маленькой. Как только ребёнок справится с этой задачей, проделайте с ним эти же манипуляции в обратном порядке.
2. Сравниваем по количеству.
Покажите вашему ребёнку, как узнать, чего больше – огурцов или морковок, помидоров или свеклы? Для того чтобы сравнить количества, попросите малыша просто их разложить – к каждой морковке положить огурец, а к каждой свекле – помидор. Проанализируйте вместе результаты сравнения.
3. Сравниваем по цвету.
Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит. Например, помидор
красного цвета, огурец – зелёного, морковь – оранжевого, лимон –
жёлтого, виноград – фиолетового, яйцо - белого и так далее.
4. Учимся считать.
В процессе чистки овощей, не важно каких (картофеля, моркови, лука, попросите ребенка самому положить их в кастрюлю.
Сначала вы вместе считаете овощи, а затем сам ребенок будет делать это самостоятельно без затруднений.
5. Считаем всё!
Считаем всё, что есть на кухне: стулья, столы, кастрюли на плите, тарелки и ложки на столе и т. д. Затем проверяете ответы друг друга.
6. Угощения для игрушек
Предложите ребенку раздать конфеты (яблоки, бананы) мишке и собачке, при этом комментируя свои действия вслух. Задавайте вопросы:
- Сколько ты дал мишке?
- А сколько собачке?
- У кого конфет больше?
- У кого меньше?
- Посчитай, сколько всего конфет? и т. п.
7. Скажи наоборот.
Правила игры: вы называете одну характеристику предмета, а
ребенок должен сказать наоборот. Разнообразие всякого рода предметов на кухне и их характеристик – ваше главное преимущество!
] Глубокая тарелка - мелкая
Большая кастрюля - маленькая
Длинный огурец - короткий
Толстая морковка - тонкая
Высокий стакан - низкий
Широкий нож – узкий
8. Назови лишнее слово.
Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Пример 1: Яблоко, огурец, морковь, банан. (Лишнее слово – яблоко, потому что он круглой формы, а все остальные предметы нет). Пример 2: Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).
9. Тренируем навыки арифметических действий:
Учимся складывать. Для блюда, как правило нужно несколько овощей или фруктов. Опираясь на это, можно научить ребенка обобщению. Например, 3 картофелины плюс 1 морковка получается 4 овоща для супа, или 1 банан плюс 1 яблоко плюс 1 апельсин получается 3 фрукта для фруктового салата. При этом ребенок как складывать учится, так и обобщающие слова узнает. Более того, теперь он понимает, что капуста, картошка, свекла и морковка – овощи, а банан, апельсин, яблоко – фрукты.
Учимся вычитать. Предложите ребенку сосчитать, сколько морковок осталось в холодильнике, если было 3 морковки, а 1 положили в суп. А потом, пусть сам проверит прав он или нет.
Пробуем умножать. Дайте ребенку такое задание: на обед всем нужно пожарить по 2 котлеты, а нас трое. Сколько котлет будем жарить? Сначала пусть ребенок просто считает - эти 2 котлеты маме, эти папе, а эти мне… Постепенно он запомнит, что, если 2 умножить на 3, то получается 6.
Пробуем делить. А если наоборот - надо поделить 6 мандаринов поровну на троих? Сначала он будет раздавать все предметы по одному, затем у ребёнка вырабатывается навык более быстрого автоматического деления предметов поровну. Тогда и научим малыша делению. Сначала, опять же, пусть раскладывает в три кучки и считает, а потом запоминает результаты деления.
Существует некий стереотип, что математическое мышление требует определённого академически одарённого склада ума. Однако на самом деле это не так. Математика вполне может быть понятной и более того, интересной для ребенка. Нужно правильно познакомить ребенка с математикой, и она превратится для него в забавную игру. Ваш малыш легко освоит основные математические категории и в дальнейшем полюбит и другие науки. Некоторые родители совершают ошибку, т. к. стараются слишком рано научить ребёнка счету. Но это никак не разовьет его математическое мышление. Лучше познакомить его с основными математическими идеями и понятиями, чтобы все занятия математикой проходили для него осознанно, а не автоматически. Самым лучшим способом для такого знакомства с математикой является конечно же игра. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. И в ваших силах помочь ребёнку в развитии этих навыков. Это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Постепенно занимайтесь с ребёнком, вызывая его интерес к развитию новых навыков.
Помните, с игрой и фантазией можно достичь многого.
Воспитатель
Прохорова Н. Л.