Елена Чаус
Консультация для родителей «Конструктивно-игровая деятельность старших дошкольников»
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкции, в умении внести изменения в решение конструкторско-технической задачи. Наиболее активно проявляются эти способности в сооружении построек, необходимых для игры, при конструировании по контуру, схемам, по условиям, по замыслам, в экспериментировании с конструктором. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Выбирая конструктор для ребенка старшего дошкольного возраста, нужно учитывать его интересы. Например, если мальчик увлекается автомобилями, а девочками – феями, то игрушка должна быть посвящена именно этой теме. Детям этого возраста уже интереснее конструктор, состоящий из небольших деталей. Мальчикам, скорее всего, понравятся конструкторы с болтовым соединением, элементы которого скрепляются с помощью гаек и болтов. Они могут быть металлическими или пластиковыми. Последний вариант подойдет и для младших детей, так как детали конструктора довольно крупные, но резьба из пластика стачивается быстрее. Детям 6-7 лет нужны более сложные и абстрактные конструкторы, к примеру, магнитные. Их детали представляют собой металлические шарики и намагниченные пластинки и палочки разного размера. Соединяя их, можно получить всевозможные модели зданий, животных, техники, части которых будут вращаться. Также старшим дошкольникам может понравиться контурный конструктор из тонких гибких пластиковых трубочек, соединяющихся между собой с помощью пластмассовых креплений, или конструктор с деталями-палочками, из которых можно создать скелеты динозавра, технику и так далее.
Публикация «Консультация для родителей „Конструктивно-игровая деятельность старших дошкольников“» размещена в разделах
Конструкторы – это универсальные игры. Они увлекают детей любого возраста, как мальчиков, так и девочек. Конструктивные занятия полезны и являются основой для многих игр. Детские конструкторы – это игровые наборы, которые позволяют из отдельных деталей собирать всевозможные модели и различные постройки. Они бывают мягкие, твердые, гибкие, выполненные из разных материалов, с креплениями и без. Конструкторы важны и полезны для ребенка. Прежде всего, тем, что он получает первые математические представления, развивает сенсорное восприятие: знакомится с геометрическими фигурами и их свойствами, цветом, размером. Любой конструктор развивает пространственное мышление. Игры с конструкторами полезны для тренировки мелкой моторики. Конструктор поможет научить ребенка доводить начатое дело до конца. Здесь важно участие взрослых. Пусть ребенок соберет все детали конструктора и сложит в коробку. Так постепенно будет прививаться аккуратность.
Вопреки распространенному заблуждению, детский конструктор не должен быть излишне ярким. Но и не однотонным. Психологи говорят, что лучше, если развивающие игрушки будут основных цветов: красного, желтого, синего, зеленого – с этими цветами ребенок знакомится в первую очередь.
Детали конструктора не должны травмировать пальцы ребенка. Пластмасса должна быть достаточно мягкой, чтобы элементы легко скреплялись. Их можно без проблем взять с собой в дорогу или на отдых. Все детали такого конструктора делаются из вспененного материала, они очень прочные и в то же время гибкие, это позволяет по-разному скреплять их друг с другом.
Обращайте внимание на материал, из которого сделан конструктор. Поскольку конструкторы состоят из небольших деталей, важно, чтобы игрушка соответствовала гигиеническим требованиям.
Чем больше вариантов сборки у конструктора – тем лучше. Воздержитесь от покупки игрушки, играя с которой, ребенок вынужден следовать образцу. Гораздо важнее возможность собирать собственные модели. Таким образом, развивается вариативность мышления, ребенок учится проектировать, а затем сам воплощает свои идеи.
Правильно подобрать конструктор или строительный набор – важная задача. Ориентируйтесь на рекомендации производителя и на особенности ребенка. Для строителей постарше такие наборы очень полезны: чем мельче детали, тем больше усилий придется прикладывать пальчикам! При покупке ребенку тематического конструктора (ферма, город, пиратский корабль, учитывайте его интересы. Может, сыну будет интересно возводить рыцарский замок, а вот дочке – нет. Она с большим удовольствием построила бы ферму и поиграла бы фигурками домашних животных.