Костенич Марина Александровна
Консультация для родителей «Когда ребенок не начал говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Мозг новорожденного ребенка – как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит насколько одаренным станет ребенок.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли». Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать.
Публикация «Консультация для родителей „Когда ребенок не начал говорить“» размещена в разделах
Робость малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы. В данном контексте слово «образ» - это процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого не доступен ребенку и придет к нему позже. Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности – способность малыша различать лица людей.
Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно». Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я».
Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализированием, этому ребенок научится значительно позже. Дело в том, что для ребенка, который без особых усилий запоминает даже малейшие изменения в выражении лица, буквы – не проблема. В отличие от абстрактных слов, таких, как «девять», он может легко запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие, как «жираф», «енот», «лиса», как бы трудны они не были. Ребенок обладает замечательной образной памятью. Детям читают рассказы и сказки, даже если они еще мало понимают в прочитанном. Ребенок слушает их помногу раз и запоминает, и если читать невнимательно, то он моментально замечает ошибки. Дети запоминают истории и сказки очень точно, но эта точность основана на ассоциативной памяти, а не на понимании. Затем ребенку становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам. И хотя он не знает алфавита, он сопоставляет услышанную историю с картинками в книжке и «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которые он пока не может прочесть. Ребенку в возрасте до 3 лет нетрудно выучить то, что его интересует, настойчивость свидетельствует об огромном интересе к познанию. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве. Музыкальный слух, физические способности (координация движений, чувство равновесия) формируются в этом возрасте. Примерно в этом возрасте развивается и основа эстетического восприятия – сенсорная реакция.
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Эксперименты показали, что степень внешнего воздействия той среды, в которой находится маленький ребенок, оказывает заметное влияние на развитие детского интеллекта. То, что родителям кажется неважным и бессмысленным, ребенок может воспринимать с такой чувствительностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни. Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый.
Для ребенка, который не знает другого пути самовыражения, плач- единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа – значит лишить его с самого начала общения. Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно, тактильное общение, очень важно для его умственного развития. Необходимо играть и разговаривать с малышами, это стимулирует развитие интеллекта и особенно речи. Мы иногда даже не подозреваем, что в мозге ребенка отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы, поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.
С ребенком нельзя «сюсюкать». Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их «детском языке». В то же время радио и телепрограммы ведутся на нормальном «взрослом» языке, и 2-летний ребенок совершенно спокойно понимает язык обычной передачи. Конечно, когда ребенок начинает говорить, он только лепечет что-то похожее на слова, но это от того, что его органы речи еще не совсем развились, а вовсе не от недостаточного умственного развития. Просто, его артикуляторный аппарат недостаточно развит и не успевает за желанием говорить. Поэтому, если взрослые говорят с ним на «детском» языке, считая, что ребенок другого языка не понимает, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в процессе освоения языка, он всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые. Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияя на становление его характера и способностей, их общение уже само по себе «образование». Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает.
Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Однако, если мать находится под влиянием ошибочной теории и остается тверда и не делает никаких скидок, это тоже вредно для ребенка. Также ничего хорошего не выйдет, если она относится к воспитанию беспечно и несерьезно. Воспитание ребенка – самая главная работа для матери, и в ней не может быть легких путей. Приказание – не лучший способ воспитания. Родители должны найти способ показать ребенку, что они тоже стараются, например, делают что-то вместе.
Повторение – мать учения. Память «ржавеет», если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной.