Наталья Бигонь
Консультация для родителей «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста.
Развивать речь детей необходимо с младенчества. Сначала ребенок учится понимать слова окружающих, потом подражает, издает звуки - возникает звукоподражание. На его основе, постепенно малыш пытается произносить конкретные слова, которые обозначают названия предметов ближайшего окружения (игрушки, члены семьи, фрукты и овощи, домашние животные, одежда). И поэтому для родителей детей раннего возраста, ориентируясь на задачи речевого развития, предлагаем картотеку доступных и разнообразных дидактических игр по развитию речи.
Публикация «Консультация для родителей „Картотека дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
«Кто как кричит?»
Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
Подготовительная работа. Приготовить игрушки (картинки) : петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур - муррр! Пугаю кур.
Ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-у! Молока кому?
Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки (картинки)
«Чей голосок?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Материал: игрушки (картинки) : утка и утенок, лошадь и жеребенок, свинья и поросенок, корова и теленок.
Ход. В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали:
- Му-у-у — кто так мычит? ( дети: корова.) А кто мычит тоненько? ( дети: теленок.)
- И-го-го - чей это голос? ( дети: лошадки) А как ржет жеребенок? Он еще маленький (тоненьким голоском).
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Жеребенок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей, произношение звука «а».
Материал. Кукла – врач.
Ход: Взрослый: к нам сегодня в гости пришла кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Покажите врачу свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие). Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). Врач доволен: горло ни у кого не болит.
«Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением собаки, щенка, кошки, котенка.
Ход: Родитель : кто это? ( дети: собака). Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? ( дети: щенок). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Кто это? ( дети: кошка). Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей). Котенок мяукает тихо.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
«Гуси»
Цель: уточнить и закрепить произношение звука «а».
Материал: картина «Гуси»
Ход: Родитель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) Сейчас мы будем гусями. Ходим, переваливаемся с ноги на ногу. (Родитель показывает, как ходят гуси, дети повторяют за ним движения.) Как гогочет гусь? ( дети: га-га-га).
Родитель : Гуси-гуси!
Ребенок: Га-га-га
Родитель : Есть хотите?
Ребенок: Да-да-да
Родитель : Покажите, как гуси широко раскрывают клюв.
Ребенок: Га-га-га.
«Угадай по голосу»
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: корзина с игрушками (картинками) : петушок, лягушка, утка, кукушка
Ход. Родитель : Кто это к нам пришел? (достает петушка, лягушка, утка или показывает картину) Кто это? ( дети: кукушка). Как кукует кукушка? ( дети: ку-ку, ку-ку) А это чей голос? Кто так крякает: кря-кря?
( дети: утка).
Родитель : Кто квакает ква-ква? ( дети: лягушка). Кто кукарекает: кукареку? ( дети: петух). А как кукушка кукует? ( дети: ку-ку)
«Песня - песенка».
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Материал. Игрушки (картинки) : кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход. Куколка песенку запела: «ля –ля-ля».
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты, Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Ква-ква-квак! - проквакала квакушка.
Методические указания: следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
«Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Материал. Парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большая и маленькая дудочка.
Ход: Родитель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» ( дети громко произносят: «би-би»). Родитель : «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» ( дети тихо произносят: «би-би»). Родитель убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
«Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Материал. Игрушки (картинки) : собака, корова, мышка, лошадь, петушок, курочка.
Ход: Родитель показывает игрушки (картинки) и спрашивает: кто это, просит произнести, как оно кричит.