МААМ-картинки

Консультация для родителей «Как выбрать игрушку для ребенка»

Хайнова Надежда
Консультация для родителей «Как выбрать игрушку для ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей :

«Как выбрать игрушку для ребенка»

При выборе игрушки для ребенка необходимо учитывать общие требования и правила.

Игрушка должна быть простой и доступной.

Иногда взрослые считают, что чем больше разных свойств и качеств имеет игрушка, тем лучше, но подобное разнообразие лишь дезориентирует малыша.

Публикация «Консультация для родителей „Как выбрать игрушку для ребенка“» размещена в разделах

Игрушка должна стимулировать активные действия ребенка.

«Полезность» - далеко не единственный критерий оценки игрового материала, в котором обычно пересекаются задачи взрослого и интересы ребенка. Но игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие.

Соответствие интересам самого ребенка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой.

• Игровые действия ребенка должны быть самостоятельными.

Игрушка помогает малышу ощутить уверенность в своих силах, она служит опорой для его самостоятельных действий, делает его компетентным и независимым от мира взрослых. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и решению все более сложных задач. Наличие в игрушке не только «загадки», но и «подсказки», вызовет интерес у ребенка и желание действовать.

• В игрушке должны быть заложены этика, эстетика, культура.

Ее цель - вызывать добрые, гуманные чувства, недопустимо наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия, насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение ко всему живому.

• При выборе игрушек всегда учитывайте их художественность, эстетичность.

• Старайтесь выбрать для ребенка современную игрушку, в том смысле, чтобы в ней были отражены черты времени, связь с окружающей общественной жизнью.

• Выбирая игрушку, учитывайте возрастные особенности ребенка.

Для детей 3-4 лет выбирайте игрушки, координирующие движение при ходьбе и беге; мячи, каталки, лошадки на колесиках, машины и т. п.

Все это должно быть устойчивым, нетяжелым, удобным для малыша.

В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций. Среди педагогов, психологов, культурологов и других исследователей нет единого мнения о том, какие функции имеют игрушки. На основе изучения этнографической, педагогической и психологической литературы (Н. М. Левина, А. Ф. Можаровский, Е. А. Покровский, Н. А. Рыбников, Е. А. Флерина, Н. С. Жданова, Т. Н. Зиновьева и др.) можно выделить следующие функции:

Эмоциональная. Эмоции ребенка в младенческом возрасте, в раннем и дошкольном детстве являются важнейшей формой психических проявлений; во всех видах своей детской активности дети воспринимают все, в основном, на эмоциональном уровне. Развитие этого уровня достаточно актуально в современных условиях, когда жизнь предъявляет повышенные требования к эмоциональной сфере, эмоциональной устойчивости. Отсюда необходима способность регуляции эмоций для того, чтобы сохранить психическое здоровье и предупредить эмоциональные расстройства у детей. Исследуя как конкретный объект любимую игрушку, можно отметить, что чувства приобретают значительно большую глубину и устойчивость в общении именно с любимой игрушкой, которая становится лично - значимым объектом на протяжении дошкольного детства, а нередко и выходит даже за пределы этих возрастных рамок. Он переживает с этой игрушкой жизнь во всех эмоциональных проявлениях, доступных его пониманию. Чувства к любимой игрушке более глубоки и устойчивы и не утрачиваются, даже если ребенку покупают новые, более яркие и привлекательные игрушки. Они лишь только на время заинтересуют ребенка, но вернется он именно к эмоционально значимой любимой игрушке, рассказывая ей о своих радостях и огорчениях. Поэтому потребность в кукле или игрушечной любимой зверушке возникает не только у девочек, но и у мальчиков.

Культурологическая. Игрушка является объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития, национальные, этнические особенности того или иного народа. Отсюда такое многообразие образов в тех регионах, где компактно проживают люди разных национальностей. В тоже время у одного и того же народа в игрушках наблюдается художественно - устойчивые черты, которые сохраняются на протяжении большого отрезка времени даже тогда, когда общество уже перешло на новый технологический уровень.

Эстетическая. Игрушка проектируется и создается по "законам красоты". У детей младшего возраста эстетическая привлекательность чуть ли не самый главный критерий в выборе той или иной игрушки. И сегодня изготовители ориентируются на вкусы маленького потребителя. В то же время именно игрушка, как объект самого пристального детского изучения, является "эталоном" красоты, который ребенок проносит через всю свою жизнь.

Гуманизирующая. Игрушка создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей, что является одним из проявлений гуманизма. Роль игрушки в этом процессе настолько велика, что у нас в последнее время появилось устойчивое словосочетание "развивающая игрушка". Следует отметить некоторую однобокость этого понятия, потому что всякая игрушка в той или иной мере развивает ребенка, просто в развивающих игрушках эта функция становится ведущей.

Воспитательная. Игрушка воспитывает сознательное отношение детей к ценностям этого мира и в то же время отражает ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Педагогическая задача дидактических игр с игрушками - проверять, уточнять, расширять знания детей, развивать у них память, внимание, сообразительность.

Креативная. Игрушка, выступающая в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Это свойство игрушки используется в учебном процессе, когда ставится задача активизировать творческие способности ученика, повысить его интерес к учебе. В этом случае творчество может носить "субъективный характер", вновь познанное или созданное будет новым лишь для ученика, но это не умоляет самого процесса.

Когнитивная. Игрушка является материализованными инвариантами знаний о мире и способствует познанию предметно - пространственной среды на этапе обобщения образов и восхождения мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному. В жизни мы часто видим как дети "ломают" новые игрушки и в этих их поступках видим только факты "вандализма". Вместе с тем, все психологи отмечают, что такие действия детей следует рассматривать, как продолжение процесса изучения игрушки. Дети анализируют структуру, конструкцию, ощупывают материалы, из которых изготовлена игрушка, исследуют функциональные возможности, способы соединения (прежде всего их прочность) и многое другое.

Информационная. Игрушка является для ребенка источником информации о предметном мире. Дети благодаря разнообразным игрушкам познают то, что не могут манипулятивно познать в жизни. Она служит средством предметного моделирования объектов, обладая доступностью, простотой, экономичностью, трансформируемостью и вариативностью некоторых видов. Иногда эту функцию называют познавательной, подчеркивая ее значение для общего развития ребенка.

Функциональная. Ребенок очень рано узнает основное назначение игрушки. Мы даем ее в руки и говорим: "Играй" и показываем имитацию истинного назначения этой вещи в жизни - машину катим, куклу качаем, мячик подкидываем и т. д. Это позволяет ребенку очень рано познать функциональное назначение многих сложных вещей, намного раньше, чем он сможет понять смысл слов, которыми мы характеризуем ту или иную функцию вещи.

Технологическая. Игрушка является показателем уровня технологических достижений общества. Прежде всего, это материалы, из которых изготовляются игрушки. В древности это были материалы естественного происхождения, те которые имелись непосредственно в месте проживания: глина желтая, красная, белая; дерево разных пород, ткань и кожа, реже камень или кость. Человечество прошло большой путь, прежде чем, появились игрушки из металла. Они свидетельствуют о том, что люди полностью освоили технологию и производство сначала меди и бронзы, затем железа. Сегодня массовое производство игрушек из пластмассы также свидетельствует об уровне технологической культуры.

Образовательная. Игрушка используется как дидактическое средство в обучении учащихся различным учебным предметам и служит источником знаний. Эта функция включает в себя многое из того, что было уже написано выше.

Формирование воображения. Она очень ярко проявляется в ролевых и сюжетно-режиссерских играх. Игрушка практически никогда полностью не воспроизводит предмет, который изображает, она имеет условный характер и открывает простор для домысливания и фантазии.

Коммуникативная функция. С помощью общения с игрушкой ребенок выражает потребность оказать воздействие и попытаться изменить окружающий его мир, выразить радость, любовь, боль, сделать доброе дело.

Символическая функция предмета - игрушки - действия с нею символизируют ее назначение. Операции, будучи не результативными, а символическими, являются по своему содержанию условноорудийными.

"Магическая функция" - раскрывает связь народной игрушки с древними представлениями. Крестьянская игрушка XIX - начала XX веков сохраняла не только архаичность формы, но и не утратила окончательно своего значения как магический предмет. Связь куклы с культом плодородия и материнского начала, во многом объясняется жизнеспособностью этой распространенной формы народной игрушки. На ранних этапах своего развития игрушка выполняла культовую функцию, наделялась магической силой плодородия.

Все эти функции могут реализовываться как одновременно, так и последовательно.

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

"Ведь игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует собой те или иные стороны человеческих отношений".

В общении с игрушкой много воображаемого, условного, но переживания детей всегда искренние, настоящие. Отсюда основное назначение игрушки - дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирования, в раннем возрасте - предметная деятельность, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, в младшем школьном - учебная деятельность.

К трем годам набор игрушек, по сравнению с ранним возрастом, расширяется. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций. Ребенок чаще всего выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", в "папу и маму", в "магазин", "доктора", "детский сад" и т. п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Стремление ребенка жить общей с взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации.

К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья - деньгами, и др. Играя, ребенок живет в двух мирах сразу: во внешнем - состоящем из пространства и предметов, и во внутреннем - мире воображения, воспоминаний, мыслей и чувств. Четырехлетний ребенок, играя, задумывается о природе вещей. Чем различаются жизнь реальная и "понарошку", факт и выдумка, правда и ложь?

6-7-летним детям покупайте набор образных игрушек на интересные для них темы: Зоопарк, Город, Железная дорога, Космос.

Некоторые игрушки специально разработаны для того, чтобы научить ребенка распознавать цвет, величину и форму предметов.

Учитывайте, что старшим дошкольникам и младшим школьникам интересны настольно-печатные игры на развитие памяти, счета, определение количества.

Игрушка хороша для определенного возраста. Вне возраста, сложная и недоступная, она лишена смысла.

Характерно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, особенно куклы, бытовая утварь, виды транспорта.

Способность игрушки воплотить в себе и передать детям «дух своего времени» повышает ее воспитательно-познавательную ценность.

Пользуясь такими игрушками, ребенок осваивает различные модели общественной жизни, получает представление о связи времен.

Классификация детских игрушек. Игрушка в развитии игровой деятельности дошкольников. Изменение ее роли в игре на протяжении дошкольного детства

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.

То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление - знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия - это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества - сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.

Классификация игрушек

I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) куклы;

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

д) театральные;

е) празднично-карнавальные;

ж) технические.

2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические - основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами - предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и др.);

в) конструкторы и строительные наборы;

г) игры-головоломки;

д) музыкальные игрушки.

3. Спортивные игрушки.

4. Игрушки-забавы.

II. Игрушки по степени готовности:

1. Готовые.

2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

III. Игрушки по виду применяемого сырья:

1. Деревянные.

2. Пластмассовые.

3. Металлические.

4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.

5. Резиновые.

6. Из бумаги и картона.

7. Из керамики, фарфора и фаянса.

8. Из древесных материалов, папье-маше.

9. Из новых синтетических материалов.

IV. Игрушки по величине :

1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).

2. Средние (размером от 10 до 50 см).

3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

V. По функциональным свойствам:

1. Простые, без подвижных деталей.

2. С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).

3. Гидравлические.

4. Пневматические.

5. Магнитные.

6. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

7. Электронные (на компьютерной основе).

8. Наборы игрушек (или деталей) - совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

10. Игровые комплекты, объединенные единой темой (задачей).

VI. Игрушки по художественно-образному решению:

1. Реалистические.

2. Условные.

3. Конструктивные.

Помните, что важным достоинством игрушки является ее связь с народными культурными традициями.

«Традиционность» игрушки не только имеет этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей.

И, конечно же, при выборе игрушки важно оценивать ее технические качества, прежде всего прочность и безопасность.

Выбор игрушки для ребенка - непростая задача для родителей.

Вдумчиво и ответственно подходите к приобретению детских игрушек, старайтесь, чтобы они не только приносили малышу радость, но и способствовали его развитию, пробуждали интерес к познанию, раскрывали творческие способности ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?»Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?» Что такое Новый год - прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! А как выяснить.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей "Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?" Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.

Консультация для родителей «Какой вид спорта выбрать ребёнку» «Какой вид спорта выбрать ребёнку?" Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым и сильным, поэтому решено, что надо заниматься.

Консультация для родителей «Какую собаку выбрать для ребёнка»Консультация для родителей «Какую собаку выбрать для ребёнка» Уважаемые коллеги! Часто перед родителями возникает вопрос какую породу собак выбрать для ребёнка. Как узнать заранее какая собака будет.

Консультация для родителей «Не отдам свою игрушку!»Консультация для родителей «Не отдам свою игрушку!» Как часто приходится слышать родителям от своих детей:"Это мое!Никому не отдам!" Мамы краснеют от укоризненных взглядов других родителей,в.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Ко Дню любимой игрушки и игры на МAAM. Про любимые игрушки, или О том как важно помочь ребенку выбрать любимую игрушкуКо Дню любимой игрушки и игры на МAAM. Про любимые игрушки, или О том как важно помочь ребенку выбрать любимую игрушку Игрушки очень важны для детей, мы как педагоги, знаем об этом не по наслышке. Игрушки разные нужны, игрушки разные важны. Для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как выбрать игрушку для ребенка»
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 19:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как выбрать игрушку для ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Хайнова Надежда (УИ 956723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД