Галина Новикова
Консультация для родителей «Как вовлечь ребёнка с аутизмом в игру»
Нередко можно услышать, что игра — это сложная работа для детей с неврологическими проблемами, особенно с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации. Ничего удивительного, ведь многие дети с неврологическими проблемами испытывают сложности не только с обработкой сенсорной информации, но и с овладением пассивной и активной речью и моторными навыками.
Публикация «Консультация для родителей „Как вовлечь ребёнка с аутизмом в игру“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Эти сложности неизбежно приводят к тому, что таким детям трудно начинать игру и принимать в ней участие. Проблемы носят комплексный характер, потому что особым детям сложно учиться, наблюдая за другими, — навык, который является еще одним ключом к успеху. Кроме того, социальное взаимодействие само по себе не мотивирует детей с аутизмом, так как они не предрасположены к общению и совместным играм с другими детьми.
Иногда любые попытки привлечь и удержать интерес некоторых детей кажутся совершенно бесплодными. Сложность здесь заключается в том, что мы, родители и педагоги, судим об интересе ребенка по его реакции на наши действия.
Рано или поздно отсутствие реакции или негативная реакция ребенка изменяет наше поведение: мы, взрослые, интуитивно будем избегать по-
пыток вовлечь ребенка в действия, которые не вызывают у него положительного отклика. В конце концов это приведет к тому, что ребенок выдрессирует нас действовать определенным образом: уклоняться и даже защищать его от неприятного сенсомоторного опыта.
Помните, что когда вы общаетесь с ребенком, он тоже общается с вами, даже если это не заметно.
Имейте в виду: чтобы дети с неврологическими проблемами имели возможность сохранять информацию для дальнейшего использования, им нужно предоставлять ее самыми разными способами и на все более высоком уровне. Ключ к успеху здесь — в постоянном увеличении вовлеченности вашего ребенка во взаимодействие с вами.
Один из ключей к успеху в обучении ребенка новой игре — разбить ее на маленькие части и знакомить с каждой частью по отдельности. Как только
ребенок освоит одну составляющую игры, можно добавлять следующие. Присоединяя друг к другу в правильной последовательности освоенные ребенком части игры или занятия, вы рано или поздно увидите, как он выполняет их целиком.
Когда вы наблюдаете за тем, как другой человек выполняет какие-то физические действия, двигательные (зеркальные) нейроны в вашем мозге активизируются, словно вы сами выполняете эти действия. Например, когда вы смотрите, как кто-то бросает бейсбольный мяч, в вашем теле активизируются те же нейроны, что в теле бросающего. Исследования показали, что у аутистов зеркальные нейроны работают иначе, чем у людей без неврологических проблем. Учитывая то, что многим детям с аутизмом сложно переработать двигательную информацию и повторить какие-то движения, наблюдений за тем, как их выполняют другие, может оказаться недостаточно — возможно, вам придется несколько раз физически проработать с вашим ребенком новое движение, прежде чем его тело его освоит. Например, если вы показываете ребенку, как кататься на доске-каталке, отталкиваясь руками от пола, двигайте его руками поочередно, чтобы его тело почувствовало движение. Все это время проговаривайте ваши действия, прося его отталкиваться то правой рукой, то левой. Как только на уровне телесных ощущений ребенок поймет, как двигаться, он сможет выполнять это действие самостоятельно.
Один из самых мощных инструментов в обучении всех детей чему бы то ни было, новому или уже знакомому, — это зрительное сопровождение. Было уже давно доказано, что дети с неврологическими проблемами очень сильно полагаются на зрительный компонент в понимании того, что их окружает. Визуальные подсказки — мощные инструменты, помогающие любому ребенку понять, чего ему ожидать от ситуации и что ожидается от него самого. С помощью картинок вам будет легче объяснить задание, а ребенку — понять ваши объяснения. Визуальные подсказки предлагают более посто-
янную информацию, нежели вербальные инструкции. Картинки можно использовать, чтобы показать последовательность действий во время занятия или даже правила игры. Например, если вам нужно попросить ребенка подождать, покажите ему изображение сидящего ребенка. Визуальная под-
держка не обязательно должна быть в виде картинок — это может быть и некий предмет — например, что-то вроде медальона, который дети будут
передавать друг другу, чтобы обозначить, чья сейчас очередь прыгнуть на гору подушек.
Еще одна отличная визуальная подсказка, которая поможет ребенку прочувствовать временной компонент занятия, — это таймер. Особенно эффективен визуальный таймер, который показывает остающееся время красным: с течением времени количество красного все уменьшается, пока не исчезает совсем. Использование такого таймера в комбинации с картинкой, на которой изображено, что происходит в течение времени, помогает снизить чувство тревожности.
Визуальные подсказки можно расширять и индивидуализировать, создавая социальные истории. Каждая такая история объединяет картинки (визуальные подсказки) и простые слова, посредством которых рассказывается о том, что случилось или случится. Подобная комбинация подсказок помогает ребенку познакомиться с определенным сценарием и его ролью в этой истории, а также определяет рамки поведения в данной ситуации. Социальная история может детализировать роли других участников в игре и описывать разные варианты развития сценария — это пригодится, когда в игру включатся другие дети. Ваш ребенок будет заранее подготовлен к этому, и его шансы на успех в игре со сверстниками увеличатся. Социальные истории — это комплект картинок, которые сопровождаются краткими и четкими предложениями: в результате получается книжка, дающая ребенку знания о том, чего ожидать и как
себя вести в конкретной ситуации. Готовые социальные истории и даже социальные сенсорные истории можно купить, однако многие родители и педагоги создают их сами — специально для определенного ребенка. Социальные истории с изображениями ребенка — самые эффективные в обучении совсем маленьких или неговорящих детей.
Если ваш ребенок обладает повышенной чувствительностью, старайтесь начинать любую игру с глубокого давления, а затем уже знакомьте его с новыми тактильными или двигательными ощущениями. Глубокое давление оказывает успокаивающий эффект на нервную систему, уравновешивая
действие новых ощущений, которые в ином случае могут быть ребенку неприятны. Сами мы можем прочувствовать успокаивающий эффект сильного давления, когда нас крепко обнимают или делают нам глубокий массаж мышц.
Как только ваш ребенок ознакомится с разными видами игр, включающими в себя сенсорные и моторные действия, и начнет понимать простые правила традиционных игр, наступит время переходить к следующему шагу, который поможет ребенку исследовать свои возможности, — привлечению в игры
сверстников. Привлечение сверстников на первых порах должно быть кратковременным, а сами игры и занятия должны быть знакомы вашему ребенку. Не ожидайте, что первые игры пройдут без вашего участия и ребенок сможет свободно взаимодействовать с другими детьми. Чтобы лучше организовать совместную игру со сверстниками, запланируйте немного времени (для начала час или еще меньше) для таких занятий, которые помогут ему привыкнуть к компании. Я предлагаю чередовать настольные игры и занятия, в которых задействована мелкая моторика, с подвижными играми, где не требуется тесное взаимодействие.