Вероника Пичужкина
Консультация для родителей «Как воспитать помощника»
▼ Скачать
Чтобы ребёнок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать готовые алгоритмы решений. Например, ребёнок пролил воду на пол, не надо спешить вытирать образовавшуюся лужу, а лучше напомните ребёнку, где можно взять тряпку или бумажные полотенца.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать помощника“» размещена в разделах
Позвольте детям скучать. Не надо стремиться на каждое детское «мне скучно» предлагать развлечения. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного». Через пять минут ребёнок сам найдёт себе дело. Первая независимость ребёнка – независимость в игре. Предоставьте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать новые игры и нестандартный досуг.
Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Например, когда ребёнок собирает впервые конструктор, не вмешивайтесь и не подсказывайте ребёнку, как нужно собирать, если ребёнок сам не попросит помощи. Разрешайте ребёнку делать ошибки. Гордитесь словами «Я сам».
У ребё нка должна быть своя зона ответственности в семье и доме: заправлять постель или выносить мусор, мыть пол или чистить обувь. Закрепляйте у ребёнка домашние обязанности, желательно, чтобы взрослые не касались этих дел и обязанностей.
Необходимо хвалить детей за проявленную инициативу. Не важно, что это будет: ребёнок пришил пуговицу или протёр пыль, вызвался накрыть на стол или впервые скатился с горки, с которой несколько лет боялся скатываться. Порадуйтесь вместе с ним, пусть и нитки торчат, пуговица криво пришита или пыль в углах осталась. Ребёнок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший важность от того, что принёс пользу, захочет закрепить результат и испытать это ощущение ещё раз.
Не вмешивайтесь в каждый шаг. Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но перед этим необходимо дать участникам возможность самим их решить. Да, нужно вмешаться в разборку детей и развести их в разные стороны, когда словесная перепалка достигнет максимума. Но перед этим нужно понаблюдать, как ребёнок будет самостоятельно выходить из конфликтной ситуации. Иначе ребёнок будет постоянно уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. А навыки решать споры со сверстниками в простой игре пригодятся во взрослой жизни.
Воспринимайте детей всерьёз, относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить ко взрослым за помощью. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не дразня их и не высмеивая, не переходя на детский язык.
Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий. Ребенок должен дотягиваться до вешалок, чтобы мог повесить одежду, зубную щётку и мыло брать самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых, возможность самому взять яблоко и помыть его, подставив ступеньку. Желательно организовывать быт так, чтобы ребёнку не приходилось по каждому случаю просить взрослых помочь с элементарными вещами.
Вводите в курс взрослых дел. Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как разложить продукты на ленте у кассы, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда ребёнок впервые захочет сам приготовить салат или взбить миксером. Держите детей в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда снимаете показания счётчиков, сходят с вами на почту, чтобы отправить посылку и т. д.
На пути к тому, чтобы помочь детям стать самостоятельными и независимыми может стать спешка родителей и их занятость. Проще одеть ребёнка самому, чем ждать 10 минут когда ребёнок сам оденется, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратнее, быстрее нарезать бутерброд, ведь ребёнок будет долго возиться. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребёнку не дают понять, сто есть вещи, которые он может делать самостоятельно и делать их отлично.