Владлена Голикова
Консультация для родителей «Как развить внимание ребенка и подготовить его к занятиям художественным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Представьте, что Вы гуляете с ребенком по осеннему парку и, конечно, невольно обращаете внимание на красоту падающих листьев. Вас привлекает все: какие они разноцветные, как застилают землю и даже их полет…
Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых кленовых листа. Он охотно примется за поиски и будет приносить Вам многочисленные пары листьев, которые в первый момент покажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, вы скоро убедитесь, что листья, хотя и очень похожи, но все-таки неодинаковы.
Публикация «Консультация для родителей „Как развить внимание ребенка и подготовить его к занятиям художественным творчеством“» размещена в разделах
Так ребенок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что природа никогда не копирует себя. Ваш ребенок начнет учиться пристальному рассмотрению, видению множества признаков там, где раньше он видел их очень мало.
А теперь он видит разные оттенки желтого цвета, их тонкие переходы, особый рисунок прожилок, приметит гладкость или шероховатость поверхности, или даже то, как загибается черешок. Это и станет началом развития внимания, и по этому пути вы легко поведете своего ребенка, предлагая ему время от времени подобные задания.
Их нетрудно придумать, если самим быть внимательным к тому, что нас окружает и что в этом окружении привлекательно для ребё нка: цветы, камни, ветки, шишки, грибы и т. д.
В процессе этих заданий вы и сами с приятным удивлением заметите, как обновляется, словно пробуждаясь от ленивого полусна, ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались Вам одинаковыми и повторяющимися.
Но будьте готовы к тому, что ребенок может опередить вас, оказаться более зорким: ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому… Многие впечатления для него сравнительно новы, он не привык еще, как мы, называть их «вчерашним именем».
Наблюдательность ребенка можно развить и укрепить с помощью более конкретных заданий. Выложите на стол три самых простых предмета (например, три луковицы, не очень похожие друг на друга, но и не имеющие бросающихся в глаза различий). И предложите ребенку загадать вам своеобразную загадку. Пусть он внимательно разглядит эти предметы, найдет отличительные признаки каждой из них, а потом выберет конкретный предмет (в данном случае – луковицу) и, не говоря вам какую, нарисует ее. Но так, чтобы можно было угадать, которая их трех изображена.
В работе ребенок может пользоваться тем материалом, который для него более привычен: карандашами или фломастерами, гуашью или мелками и т. д. Рисунок может быть цветным или черно-белым, крупным или мелким – все это на усмотрение ребенка, лишь бы изображение было узнаваемо.
Но, предположим, что ребенку это задание не удалось: вы указываете на один предмет, кто-то на второй, а ребенок имел ввиду вообще третий предмет…
Тогда непременно нужно провести дружеское обсуждение. Пусть сам автор рисунка покажет, какие черты выбранного им предмета он считает индивидуальными, отличающими его от двух других. Разберитесь вместе: действительно ли это так? И если да, то удалось ли ему это отобразить на рисунке? А может быть, загадка не была разгадана по вине зрителей? Ведь и вы могли недостаточно внимательно соотнести изображение, сделанное ребенком с предметом.
Возможно не только изобразительное, но и словесное исполнение этого задания. Пускай ребенок рассмотрит несколько похожих предметов (тех же луковиц, камней и т. д.) и расскажет об одном из них, на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идет речь.
Материал для подобных заданий неисчерпаем и всегда под рукой.