Ольга Федорова
Консультация для родителей. Как развить мелкую моторику у ребенка в возрасте от 1 до 7 лет
▼ Скачать
Подключаем игры! В этот довольно большой и крайне важный для развития ребенка период главный способ познавать мир – игра.
Начнем с игровых упражнений. Для начала необходимо расслабить руки, и для этого выполним “Мороженое тает”. Сидя за столом, малыш опирается локтями на стол, а кисти должны быть подняты вверх и напряжены. Ребенок должен представить, что руки – это мороженое, и по команде “мороженое тает” руки расслабляются, медленно опускаются, будто действительно растаяли.
Первое упражнение – “Счетные палочки”. Ребенок берет обеими руками одними и теми же пальцами палочки и перекладывает в другую сторону.
Публикация «Консультация для родителей, Как развить мелкую моторику у ребенка в возрасте от 1 до 7 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Подготовительная группа
- Темочки
Далее берем карандаш с гранями: малыш должен прокатить его между ладонями. Для усложнения можно добавить еще один.
После берем маленький носовой платок и медленно вбираем его в кулачок, не помогая второй рукой.
Можно попробовать интересное упражнение “Рыбалка”. В глубокую прозрачную емкость наливаем воду и кладем маленькие не тонущие игрушки, крышки. Взяв ложку, ребенок должен вылавливать предметы из воды то одной рукой, то другой.
Можно придумать свои развивающие упражнения, используя самые простые подручные средства. Важно не утомлять малыша, обязательно выполнять “Мороженое тает” и позволять ему заканчивать каждое упражнение, не прерывая процесс.
Пальчиковые игры стоит разнообразить стихотворениями, например:
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверги искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на День Рождения.
Попутно изображаем ручками озвучиваемые действия.
Рекомендуем заняться сортировкой предметов – бусин, пуговиц или даже крупы. Но не оставляйте с этими предметами ребенка без присмотра!
Еще одна интересная активность – “Театр теней”. Выключите свет и наведите свет лампы на стену. Научите малыша изображать гуся, волка, кошку, собаку, и разыграйте небольшую сценку.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте
Наконец, ребенок может выполнять достаточно сложные действия, и самое время еще поощрять развивать свои навыки дальше. Казалось бы, “банальная” лепка в итоге не только формирует у ребенка навык создавать красивые скульптурки – такие занятия напрямую влияют на развитие когнитивных, то есть умственных, функций. Так мы закладываем ценнейший фундамент, который станет основой в том числе счастливого будущего уже взрослого человека.
В этом разделе поговорим о среднем и старшем дошкольном возрасте – от 4 до 5 и от 6 до 7 лет.
Детям такого возраста действительно есть где разгуляться!
аппликации и оригами;
лепка;
рисование;
игра на музыкальных инструментах;
вышивание;
игра со слаймами;
приготовление пищи.
Девочкам 6-7 лет понравится рукоделие, ведь это не только увлекательное времяпрепровождение, но и возможность создать украшение, которое можно надеть на прогулку и похвастаться подружкам. Можно начать с простого нанизывания бусин на леску. Сходите вместе в хобби-магазин, и пусть ребенок выберет понравившиеся материалы. Далее стоит попробовать по схемам создать несложные ожерелья, например, из бисера, или же колечки.
Мальчикам в возрасте 6-7 лет придется по душе работа с конструкторами. Отлично, если это будет конструкция, созданная по мотивам любимого мультсериала.
Разумеется, при желании девочка может “возиться” конструкторами, а мальчик – плести из бисера.
Когда стоит насторожиться?
Мы должны позволять ребенку развиваться в том темпе, который задумала природа. Кто-то осваивает тот или иной навык быстрее, кто-то медленнее – мы все разные, и это абсолютно нормально!
Однако, стоит насторожиться, если, например, в три года ребенок не состоянии держать карандаш и другие некрупные предметы, не проявляет интерес к рисованию. Если вы обнаружили, что малыш утратил навыки, которые демонстрировал раньше, стоит проконсультироваться со специалистом. Главное, не обращайтесь к насильственным методам – постарайтесь быть педагогичными.
Общие принципы
Предлагаем вам несколько общих принципов, которые, на наш взгляд, стоит разделять каждому не безучастному родителю.
Позволяйте ребенку играть!
Будучи совсем малышом, он последовательно проходит важнейшие этапы становления. Результаты прохождения этих этапов напрямую влияют на то, насколько гармонично сформируется его личность, насколько успешен он станет, став взрослым. В разные периоды он будет по-разному познавать мир. Но как в раннем и дошкольном, так и в младшем школьном возрасте один из ключевых способов познавать окружающую действительность и себя – игра. Это то, без чего ребенок не сможет сформироваться правильно. Поощряйте игры, активное общение со сверстниками, но не удивляйтесь, что двухлетний ребенок с легкостью научиться делиться игрушками и “вести себя правильно” – в этом возрасте дети уверены, что всё подчиняется их воле.
Поощряйте освоение бытовых навыков
Откажитесь от привычки всё делать за ребенка, подгонять его, перехватывать инициативу в любом деле. Позвольте малышу самостоятельно надевать ботинки, застегиваться, даже если вы это сделаете быстрее и аккуратнее. Более старших детей в возрасте 6-7 лет можно научить пользоваться китайскими палочками. Осваивая бытовые навыки, ребенок развивает мелкую и крупную моторику, а также развивает волю, приобретает уверенность в себе, учится планировать.
Не просто показывайте действия – озвучивайте их, общайтесь
Заняты какой-либо активностью с ребенком? Вместе лепите, готовите? Постарайтесь озвучивать, что вы делаете, что он видит, что держит в руках прямо сейчас. Какое оно на ощупь, какого цвета, как пахнет. Прекрасно, если ребенок одновременно будет получать и тактильную информацию о предмете, и визуальную, и аудиальную – от вас.
Не ждите от ребенка невозможного
Некоторые родители полагают, что гении и вундеркинды воспитываются в строгости и жестком режиме постоянного развития. Такие родители приводят в пример Вольфганга Амадея Моцарта, семью Джексонов и других действительно выдающихся людей, достигших немалых высот.
Но мы должны помнить, что самые адекватные подходы основываются на принципах экологичной педагогики:
обязательно учитываем возраст ребенка;
что нравится ему самому?
не лишаем игр и создаем динамичность занятий.
Малыш в таком возрасте просто не способен удерживать внимание как мы с вами. И не должен.
Постоянно меняйте активность
Заскучал и утомился – меняем вид деятельности. Обязательно чередуем спокойные активности с физическими упражнениями. Но не забывайте позволять ребенку доделывать начатое до конца – это важнейший принцип!
Замечайте и отмечайте успехи
Увидели прогресс? Неважно! Даже если увидели стремление, уже стоит поддержать и одобрить! Каждый шаг, каждое новое маленькое достижение – повод похвалить малыша. Такой подход формирует здоровую самооценку, мотивирует ребенка не останавливаться на достижениях.
Вот мы и поговорили о развитии мелкой моторики и не только. Надеемся, вы возьмете на заметку предложенные упражнения и игры – они опробованы практикующими психологами и дефектологами, и обязательно разнообразят ваше времяпрепровождение с ребенком!