Татьяна Тенякова
Консультация для родителей «Как разнообразить двигательную активность детей в режиме самоизоляции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тенякова Татьяна
Консультация для родителей "Как разнообразить двигательную активность детей в режиме самоизоляции"
Публикация «Консультация для родителей „Как разнообразить двигательную активность детей в режиме самоизоляции“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2020
Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, пролеживая все свободное время возле телевизора и просиживая за компьютером, тем больше проблем со здоровьем он получает. Дистанционный формат не только образовательного процесса, но и жизни, привел нас к необходимости перестраивать свой день. Не секрет, что регулярные тренировки и занятия двигательной активности снижают заболеваемость, повышают уровень физической и эмоциональной устойчивости, дисциплинируют, ускоряют процесс адаптации детей в новых условиях жизни и деятельности.
Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка.
Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры.
В дошкольном возрасте закладываются основы умственного и физического развития. Природа позаботилась о том, что в младенчестве развитие органов чувств опережает развитие телесных движений. Но уже к третьему году преодолевается разобщенность сенсорных и моторных функций, и двигательное развитие способствует совершенствованию восприятия, а органы восприятия помогают формированию двигательных навыков. Стремительное развитие двигательной активности детей начинается с младшего дошкольного возраста.
После 3 лет значительно меняются координационные возможности ребенка, совершенствуется ходьба. И сразу же малыш заинтересовывается поиском препятствий и их преодолением. Он карабкается на горку, пытается перешагнуть через предметы.
К 4-м годам происходит прогресс, меняющий общий стиль движений дошкольника. Четырехлетний ребенок подвижен, много бегает, легко прыгает, отлично удерживая равновесие.
В среднем и старшем дошкольном возрасте двигательная активность отличается разнообразием. Интересные игры, соревнования, спортивные упражнения – доступные и посильные занятия. У детей закладывается базовая физическая подготовка, формируются такие качества организма как выносливость, координация движений, быстрота реакции, ловкость, скорость
Сейчас дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Движение — главное условие нормального роста и развития организма. Но чрезмерная активность так же нежелательна, как и ее недостаточность.
Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Специалисты акцентируют внимание на технике безопасности: коврик и спортивная обувь обязательны, а упражнения с активными махами и передвижением лучше не выполнять.
Как же комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и как разнообразить физическую нагрузку дошкольника на карантине?
1. Зарядка. Возьмите за правило начинать день с зарядки. Несколько приседов, наклонов, упражнений на потягивания. Или можно устроить «Звериную зарядку» - предложить отправиться в зоопарк, на бабушкину ферму или на сафари. Проходя мимо какого-нибудь животного (можно для наглядности использовать карточки или игрушки) имитировать его повадки, или пофантазировать как мог бы выполнять зарядку именно этот зверь.
2. Тренировки. Если ваш малыш занимался в какой-нибудь спортивной или танцевальной секции, то создайте ему условия, хотя бы частично продолжать регулярные тренировки. Это займет ребенка не только сейчас, но и после выхода с карантина поможет быстрее прийти в форму. Что тоже благоприятно скажется на здоровье ребенка и поможет избежать травм, которые часто бывают после длительного перерыва. Еще можно устроить различные веселые состязания по принципу перетягивания каната или прыжков в мешках. А можно заинтересовать малыша чем-то новым, тем что он еще никогда не делал.
3. Танцы. Малыши с удовольствием танцуют под любую музыку. Это не только физическая нагрузка на организм, но и хорошая эмоциональная разрядка.
4. Игры. Площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны или очень активные игры. Но игр великое множество.
Подвижные игры с дыхательными упражнениями «Пузырь», «Снежинки и ветерок»
Подвижные игры с текстом «У медведя во бору», «Вышла курочка хохлатка»
Подвижные игры с подлезанием и лазанием «Мыши в кладовой», «Проползи в воротца»
Подвижные игры с бросанием и ловлей мягкого мячика или мешочка «Кто бросит дальше, выше», «Попади в мишень, круг и т. д.»
Подвижные игры на ориентировку в пространстве «Найди…», «Дойди…» (можно с закрытыми глазами)
Подвижно-дидактические игры «Сгорки на горку», «Озеро слез»
Музыкально-ритмические игры; игры-песенки, игры-пляски. «Обезьянки», «Вот левая, вот правая», «Танец с лентами, игрушкой, погремушкой», «Дождик», «Ножки и ладошки».
В организации игр можно использовать подручные материалы: например устроить полосу препятствий из подушек, ленточек, веревочек. Или вместо гантель взять мягкие игрушки или книжки. А можно с помощью строительного скотча нарисовать классики. Фантазируйте и позвольте фантазировать своему ребенку.
Дополнительной физической нагрузкой для ребенка и помощью для вас, может стать обычный труд: убрать игрушки, протереть пыль, пропылесосить и т. д.
И на последок, так как мы находимся в режиме самоизоляции и единственная наша коммуникация с внешним миром это интернет, его можно использовать с пользой. Сейчас много сайтов и приложений с дополненной реальностью ориентированные на разные темы. Например: танцующий человечек или животное которое повторяет движения за тобой, или ты должен повторять движения за ним. А можно передвигаясь по своей квартире устроить виртуальную экскурсию по мировым музеям или по улочкам европейских городов. Возможностей много. Режим самоизоляции закрыл одну дверь, не позволив нам физически перемещаться, зато открыл другую с интересными виртуальными возможностями.
Такая организованная деятельность очень нравится дошкольникам. И, если вначале побуждение к игре исходит от взрослых, то в дальнейшем старшие дошкольники придумывают новые занятия сами. Важно только позаботиться о том, чтобы их идеи были безопасны в реализации.