Нина Александровна Кудряшова
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку овладеть навыками письма?»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важно для овладения ребёнком навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения. В 3,5 – 4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно – пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста должно проходить в определенной последовательности. Вначале даются те упражнения, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем постепенно вводятся игры и упражнения динамического характера. Кроме того, надо стремиться к тому, чтобы дети упражнялись в разных действиях: сжатие, расслабление, растяжение мышц руки; развивали щепоть – содружество трех пальцев руки (большого, указательного, среднего) через катание шариков и запускание «волчков».
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребёнку овладеть навыками письма?“» размещена в разделах
Особенности графической деятельности требуют совместного развития руки и глаза. В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля. Задачу выработки навыков координации в системе «глаз – рука» можно решать путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект, выделять составляющие его детали, как можно точнее его копировать. Примеры подобных упражнений для детей дошкольного возраста: лепка, рисование по образцу; конструирование из мелких деталей; игры с мозаикой; перебор смеси круп (например, фасоли и гороха); сортировка мелких геометрических фигур, раскладывание их по коробочкам, баночкам и др. ; ручной труд (работа с бумагой, нитками, бисером).
Для развития координации движений подойдут также настольные игры, в которых нужно «вылавливать» предметы (различные виды «рыбалок» - магнитные, с крючком и пр., они развивают мелкую моторику, легко могут быть включены в сюжет ролевой или режиссерской игры; игры на меткость (в них различные предметы при помощи трамплинов нужно закинуть в ячейки на поле).
Еще один важный навык, необходимый в школе – развитие пространственных представлений у ребенка (это умение быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны, имеет образование систем связей между зрительным, слуховым и двигательными анализаторами в процессе предметных действий и игры. Различение ребенком пространства складывается постепенно, становясь из смутного и отрывочного все более четким и целостным. Этим требованиям полностью отвечают занятия физическими упражнениями; народные игры: хороводы, подвижные игры. Научиться ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или попросту «игра-ходилка», в правилах которой заложена необходимость выбирать направление и отсчитывать нужное количество клеточек или кружочков; упражнение «Веселый мяч» : ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем только по его словесным инструкциям дети перемещают бумажный мяч по листу бумаги вверх-вниз; игра «Едем на дачу» - движение машины налево – направо; разновидности игры на внимание «Что изменилось?» - перемещение нескольких разноцветных фишек по магнитной доске и т. д.
Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал форму, величину, пропорции различных фигур, чтобы в будущем он смог различать буквы, цифры. Копирование фигур, дорисовывание элементов, моделирование из деталей – прекрасная тренировка зрительного восприятия. С детьми нужно организовывать игры, направленные на усвоение эталонов формы, выделение информативных точек схожих по форме предметов через использование тактильных ощущений («Чудесный мешочек», «Вкладыши», «Нарисуй круг, овал на спине»). В данные игры рекомендуется играть с закрытыми глазами, так как в этом случае повышается чувствительность рецепторов, активизируется работа мозга, развивается цепкость восприятия, воображения.
Используемая литература:
1. Безруких М. М. Обучение письму. М: Просвещение, 1997.
2. Микляева Н. В. Методические условия обучения детей грамоте. М. : Айрис-пресс, 2007.
3. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.