Екатерина Андреенко
Консультация для родителей «Как похвалить ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Как похвалить ребёнка».
Известный психотерапевт В. Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» Эти слова, несомненно, для некоторых родителей должны стать девизом их семейной психологии. Но если задуматься об абсолютном применении такого подхода к воспитанию, то можно кое с чем поспорить. Далеко не всегда похвала, выраженная не вовремя и неумело, поможет ребенку правильно оценить свои возможности и в дальнейшем продолжать осознанно совершать хорошие поступки. Между тем, характеры детей, лишенных ласки и одобрения взрослых, формируются весьма негармонично. Похвала важна как для детей, так и для взрослых людей. Прежде всего потому, что она способствует мотивации для дальнейшей деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Как похвалить ребёнка“» размещена в разделах
Почему же иногда родители подавляют свое желание хвалить малыша за какое-то достижение или хорошее поведение? Скорее всего, они боятся перехвалить ребенка — завысить его самооценку, сделать заносчивым эгоистом. Однако психологи в корне не согласны с этим подходом, утверждая, что перехвалить ребенка невозможно. Дело в том, что ребенок настолько сильно зависит от матери и отца, что одобрение ими его деятельности носит определяющий характер. Именно по реакции родителей он судит, хорошо ли поступил или плохо.
Обратная связь от самых родных людей помогает малышу в понимании позитивных и негативных проявлений своей личности. Если же они скупы на похвалу, ребенок вырастает неуверенным в себе. Он постоянно сомневается, а правильно ли я поступил? А мог ли сделать лучше? Отсюда следует и осознание своей роли в социуме — я хороший человек или плохой? Меня любят или нет? Я лучше другого ребенка или хуже? Мы даже не осознаем, сколько подобных вопросов закрывает банальная похвала. Если она есть — ребенок естественным образом получает ответы на эти вопросы, даже еще не сформировав их в своем сознании. И наоборот, недостаток похвалы, да еще и на фоне постоянной критики, создают неблагоприятные условия для нормального развития ребёнка.
Помните, что неконкретная или неискренняя похвала может привести к тому, что будет утерян позитивный эффект настоящих похвал.
1. Будьте умеренны, хваля ребёнка. Похвала ребёнку – один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины, который могут использовать родители в его первые годы жизни. Если ребёнка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое. С другой стороны, если ребёнка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода «зависимость» от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребёнка собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают.
2. Хвалите за что-то конкретное, а не «вообще». «Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф», а не «Хорошая девочка!»
3. Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего повторят его. «Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола». Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается. Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы «но…», весь ее позитивный эффект был бы утрачен: «Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного». Однако вы можете после похвалы ребёнка за его усилия сделать паузу, а потом добавить: «А в углах так трудно отскребать, давай попробуем вместе».
4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: «лучший», «самый умный», «самый симпатичный». Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребёнком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям. Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребёнка высокой самооценки, на самом же деле часто получается наоборот. Ребёнок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким – самым хорошим – и будет… А это, согласитесь, непосильная ноша!
5. Хвалите словами, которые ваш ребёнок понимает : «забавный», «музыкальный», «помощник», «добрый», «правдивый». Например: «Мне нравится, что ты честный и признался, как было разбито окно». Таким образом, родитель учит ребёнка тому, «что такое хорошо» и «что такое плохо», не давя на него и не критикуя.
Как хвалить НЕ следует:
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и т. д.
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка). Это снижает побуждение к делу.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших.
4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Помните, похвала — это как своеобразное лекарство. Без него нельзя вырастить здоровую, полноценную личность. Но оно должно быть дозированным, уместным, с правильным составом. А впрочем, хвалите своих детей так, как подсказывает вам ваше сердце. Спасибо за внимание.