Валентина Анатольевна Кочубей
Консультация для родителей «Как поддержать у ребёнка интерес к музыке?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как поддержать у ребёнка интерес к музыке?»
Абсолютно все дети любят музыку. А любить музыку - неотъемлемая часть культуры человека. Каждый ребенок, с самого малого возраста замирает, соприкасаясь с музыкой. Удивляется, радуется, слушает. Но абсолютно все дети реагируют на звучащую музыку. Есть родители, которые задают вопрос: «Для чего моему ребенку эта музыка? Гораздо важнее научить ребенка читать, писать, считать» Да, очень важно, чтобы ребенок, ваш малыш, преуспел в этом! Но… Музыкальное развитие вашего ребенка – это не про то, чтобы стать пианистом, певцом и т. д. Это совсем про другое. Это про то, что музыка оказывает на ребенка благотворное влияние. Музыка учит сопереживать, а значит, развивает эмоциональную сферу, что является наиважнейшим фактором. Это про то, что музыка развивает память, речь, координацию, стимулирует ребенка к творчеству. Вот для чего вашему ребенку нужна музыка.
Музыкальное воспитание начинается в семье. И это неоспоримый факт. То, что слушают в семье мамы и папы – тем увлечен и их ребенок. Очень часто приходится слышать как малыш, подражая взрослым, распевает песни с весьма сомнительным текстом и примитивной мелодией. Разве ваш ребенок это заслужил? Нет, конечно. Ведь в мире столько прекрасной, удивительной, чувственной музыки. Сделайте ребенку подарок на всю жизнь – «поселите» в его душе хорошую музыку. Я не говорю о том, что не нужно слушать современную. Нет. Но дайте возможность вашему чаду самому выбрать. Каждый родитель желает для своего ребенка лучшей жизни! Так возьмите маленькую жизнь в свои руки и начните с музыки. Вы не пожалеете об этом, а ваш ребенок тем более.
И вот некоторые рекомендации для вас и для вашего малыша:
Не лишайте своего ребенка детства. Слушайте детские песни. Сначала коротенькие, слушая их, ребенок познает мир: «Петушок», «Вышла курочка гулять», «Собачка», «Кошка» и т. д. А по мере того, как ваш малыш подрастает – слушайте песни из старых, добрых мультфильмов.
Слушайте Моцарта – это уникальный композитор, который никого не оставляет равнодушным: «Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш», соната для фортепиано № 11, «Волшебная флейта».
Делайте «музыкальные паузы», маленькие фрагменты, чтобы не утомить ребенка. Создайте максимально загадочную атмосферу, восхищайтесь сами тем, что слушаете: Шопен, Вивальди, Чайковский.
Пойте колыбельные. Это никогда не устареет. Даже если у вас нет слуха и голоса – все равно пойте. Ваш голос для малыша – это чарующая музыка.
Покупайте ребенку музыкальные игрушки: бубны, погремушки, гармошки, музыкальные книги и т. д. Таким образом, вы создадите музыкальный уголок для своего малыша. Играйте, звените, бренчите вместе с ним, ведь это не займет много времени, а пользу имеет огромную.
Уважаемые родители! Ваши дети, соприкасаясь с музыкой, никогда не будут равнодушными! Музыка приносит детям радость, счастье. А счастливое детство ваших малышей – это то, к чему каждый родитель стремится.
Все родители мечтают разглядеть в ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверно хотят видеть своего ребёнка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве.
Ваш ребёнок всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо, как можно больше лучше и многообразнее использовать возможности семьи.
Если вы просто напеваете, ребенок уже приобщается к музыкальному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу вдохновения. А когда у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.
В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Музыкальные способности могут проявляться рано, а их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд, нельзя считать действительным. Толька ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально- эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.
Родителям, имеющим музыкальное образование, будет немного легче, т. к. им пригодятся исполнительские навыки, игра на музыкальном инструменте. Мамам и папам, не имеющим специальной музыкальной подготовки, совсем не обязательно обладать яркими вокальными или танцевальными данными. Достаточно уметь петь чисто, правильно интонировать музыкальные мелодии, выразительно выполнять плясовые движения.
Будет просто замечательно, если в вашем репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые потешки и призывы, заклички, самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные, плавные, отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца, плясовой. Кстати сказать, детей может привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким- нибудь солирующим инструментом. Например: скрипкой, гитарой, флейтой или баяном, главное чтобы мелодии были несложные и понятные прежде всего вам.
Рекомендую использовать для слушания детский альбом П. Чайковского, «Времена года», музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты» и др. Необходимо также, чтобы дома имелись музыкальные игрушки, которые содержались бы в порядке и находились в игровых уголках. Ребёнку очень понравиться, если вы на металлофоне исполните с ним незатейливую мелодию. Чаще используйте бубен, барабан, детский аккордеон или др. музыкальные инструменты Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представление детей о звуковой палитре музыки.
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, написано бессчетное количество статей. Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети?- спросите вы. Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, например, где ребёнок мог бы послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Хорошо было бы приобрести диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П. И. Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, музыкальные сказки: «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Красная шапочка» и книги: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской. Родителям рекомендую также читать детскую литературу о музыке, благо Интернет позволяет это делать, не выходя из дома, чаще смотреть с детьми музыкальные театральные постановки, познакомиться с работой творческих детских студий (кстати, многие принимают детей уже с 4х лет).
«Хорошие родители- важнее хороших педагогов». Именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Потому, что именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу, кружок, или студию.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали,эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та, особая атмосфера,которая создается во время занятий с любимым человеком,- все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке
На основании социологических исследований у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям свободу, но это далеко не так. Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся. В период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно- сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство,трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент муз. культуры человека.
Если музыкальные задатки не развивать, они увянут и угаснут. Нередко приходиться слышать от родителей, что в 4-5 лет их дети очень любили музыку, эмоционально реагировали на нее, пели и танцевали. А сейчас в 8-10 лет это все исчезло бесследно. Ничего удивительного. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми,в общении с ними.
Попробуйте ответить на вопросы и определите, как обстоит дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:
1. Слушаете ли вы с детьми музыку?
2. Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
3. Поете ли с детьми?
4. Есть ли у вас дома детские музыкальные инструменты?
5. Играете ли вы сами на каком-нибудь музыкальном инструменте?
6. Любите ли вы серьезную музыку?
Психологи провели опрос родителей по этим вопросам, и утвердительно на них ответило от 11 до 15 % РОДИТЕЛЕЙ. Это говорит о низком музыкально-эстетическом уровне родителей, о больших резервах,которые существуют в музыкальном воспитании в семье
Как показал опрос,в большинстве семей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка. Поэтому пропаганда вопросов связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Воспитание детей начинается с воспитания самих взрослых.
Итак, музыке надо учить всех жителей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи, сказала об этом так:» Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки…
Способности эти могут развиваться, если воспитывать ребенка с детства подходящим способом. Мера этих способностей зависит от врожденных данных, но они поддаются совершенству.»
Пусть ваши дети полюбят музыку, слушают её, поют, танцуют, играют, сочиняют и сливаются с нею в единой гармонии! Чаще играйте с ребенком в концерты и вы тоже будете заряжаться энергией, положительными эмоциями, вдохновением и получать удовольствие от совместного процесса. Хвалите и ободряйте ребенка даже если у него пока что-то не получается правильно и точно (в дошкольном возрасте это не важно, главное на этом этапе, чтоб у него развивался интерес и любопытство к музыке.
Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее.