Орлова Татьяна Александровна
Консультация для родителей «Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучить ребёнка ориентироваться в пространстве – одна из важных задач для развития умственных способностей ребёнка, его успешной адаптации в окружающем мире.
Ориентация в пространстве, казалось бы, является чисто математическим, но в процессе работы по ознакомлению ребёнка с пространством решаются следующие задачи;
- освоение ребёнком ориентировки на собственном теле;
- ориентировка на внешних объектах (на любых предметах, на человеке).
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве“» размещена в разделах
- ориентировка по основным пространственным направлениям;
- формирование понимания пространственных отношений между предметами;
- ориентировка в помещении
- осознание себя в окружающем мире;
- развитие словарного запаса по пространственному ориентированию;
Обучение детей ориентировке в пространстве проходит в разных возрастных группах.
Ориентировка «на себе» дети овладевают ещё в младшем возрасте.
Оно включает знание отдельных частей тела и лица, в том числе симметричных, (правая и левая рука, нога и т. д.).
Уже в среднем и старшем дошкольном возрасте детей учат использовать данную систему отсчёта в разных жизненных ситуациях, при выполнении заданий по ориентировке в пространстве.
Это первый способ пространственной ориентации, которым овладевает ребёнок в дошкольном возрасте. На основание, его далее формируются различные системы знаний о пространственных отношениях.
Следующий этап - сформировать у ребёнка умение ориентироваться на внешних объектах, (на любых предметах, на человеке).
Ребёнок должен мысленно перенести уже освоенную ориентировку на собственном теле на другие объекты выделить различные их стороны – переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю и на другого человека (в верху голова, а внизу ноги; впереди - лицо, в сзади - спина,
В связи с этим, вначале детей упражняют в определении положения предметов «от самого себя» при повороте на 90 и 180 градусов.
Например: просят ребёнка встать лицом к столу, а затем поворачивают на 90 и 180 градусов и спросить : «Где теперь оказался стол?» (справа, слева или сзади).
Далее учат определять друг у друга, где правая рука, а где левая рука стороны туловища куклы, игрушечного медведя.
Далее ребёнок переходит на более высокий уровень знаний о пространстве-
- ориентировка по основным пространственным направлениям,
На первом этапе обучения дети различают простые пространственные (вперёд, назад, направо, налево верх, вниз) и промежуточные направления (впереди справа, сзади слева, сзади справа, впереди слева, а также узнают самостоятельно определяют и называют их. Ориентируясь в пространстве «от себя», «от другого человека» и «от любых объектов» .
Предлагаем провести игру «Встань там, где я скажу!»
Предлагаете ребёнку встать так, чтобы впереди находился шкаф, а сзади стол (типовые задания с направлением справа - слева).
На втором этапе ребёнка учат определять своё место нахождения среди окружающих предметов и относительно другого человека. В речи появляются выражения: «я нахожусь впереди (позади) папы, справа (слева) от мамы».
Также учат определять размещение предметов в пространстве, фиксировать их местонахождения впереди или сзади, справа или слева, ориентируясь «от себя», «от другого лица», «от любых предметов». Показываете сюжетную картинку и предлагаете определить местонахождения человека и предмета.
Затем ребёнок осваивает пространственные отношения между предметами по признаку их расположения, по линиям их основных и промежуточных направлений. Дети постепенно овладевают умением ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, страница книги, тетрадь в клетку, верхняя её часть, нижняя, правая, левая, середина, выделяют её элементы (стороны, углы, середину).
Какая игрушка расположена посередине листа? (неваляшка)
Какая игрушка расположена в левом верхнем углу листа? (пирамидка) и т. д.
Для игры с ребёнком можно взять составления узора из геометрических фигур по инструкции взрослого.
Ориентировка на плоскости умение сложное, поэтому требуется внимание с вашей стороны.
Ещё одна задача в содержании работы с детьми
- формирование понимания пространственных отношений между предметами
Пространственные отношения позволяют ребёнку овладеть определёнными частями речи, многими наречиями.
Ориентировка в пространстве листа необходима для успешной работы детей на уроках математике, чтения, письма, рисования, на уроках труда.
Дошкольники овладевают смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употребляют их в своей речи, что необходимо в школьный период.