Юлия Ширнина
Использование инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и ТНР
Ширнина Юлия Валерьевна, воспитатель
ГБУЗ "Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий", Кемеровская область-Кузбасс, г. Новокузнецк
Аннотация. Современные условия дошкольного образования требуют поиска эффективных подходов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) и тяжелые нарушения речи (ТНР). В статье рассматривается значимость использования инновационных технологий в работе воспитателя старшей группы дошкольного образовательного учреждения, работающего с детьми с ОВЗ. Обоснована необходимость внедрения интерактивных, цифровых, игровых и здоровьесберегающих технологий, направленных на индивидуализацию обучения, развитие коммуникативных и когнитивных способностей воспитанников, а также на повышение их мотивации к образовательной деятельности.
Публикация «Использование инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Ключевые слова: инновационные технологии, дети с ОВЗ, ЗПР, ТНР, дошкольное образование, воспитатель, коррекционно-развивающая работа, индивидуализация обучения.
Современная система дошкольного образования переживает активную трансформацию, направленную на создание условий для развития и социализации всех категорий воспитанников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди наиболее часто встречающихся особенностей развития у дошкольников с ОВЗ — задержка психического развития (ЗПР) и тяжелые нарушения речи (ТНР, которые требуют от педагогов не только специальных знаний, но и применения эффективных, современных подходов в организации образовательного процесса. Одним из ключевых направлений в этом контексте становится внедрение инновационных технологий.
Инновационные технологии в дошкольном образовании — это не только использование цифровых средств и интерактивных платформ, но и комплекс педагогических методов, приемов и форм работы, способствующих созданию адаптивной и развивающей среды. Воспитатель, работающий с детьми с ЗПР и ТНР, может применять разнообразные технологические подходы, способные активизировать познавательную деятельность, развивать речь, мышление, воображение, моторику и эмоционально-волевую сферу.
Одной из наиболее эффективных технологий является использование интерактивного оборудования — интерактивных досок, мультимедийных программ, говорящих плакатов и планшетов с развивающими приложениями. Такие средства позволяют индивидуализировать обучение, обеспечивая каждому ребенку возможность работать в своем темпе, получать немедленную обратную связь и закреплять материал в доступной форме. Особенно важно это для детей с ЗПР, которым требуется больше времени для восприятия и усвоения информации.
В работе с детьми с ТНР особое значение имеет применение логопедических компьютерных программ и приложений, направленных на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, лексико-грамматических представлений и связной речи. Интерактивные логопедические игры стимулируют интерес ребёнка к занятиям, способствуют включению его в диалог с педагогом и сверстниками, повышают результативность коррекционной работы.
Игровые технологии также занимают важное место в системе инновационной деятельности воспитателя. Интерактивные театрализации, сюжетно-ролевые и дидактические игры с использованием современных игровых наборов и модулей позволяют детям с ОВЗ проявлять инициативу, учиться взаимодействовать, развивают коммуникативные навыки, снижают уровень тревожности. Через игру дети легче усваивают новые понятия, повторяют и закрепляют пройденный материал.
Нельзя не отметить и значение здоровьесберегающих технологий. Мультимедийные физкультминутки, видеозарядки, сенсорные комнаты с релаксационным и развивающим оборудованием способствуют не только снижению утомляемости детей, но и улучшают их психоэмоциональное состояние, что особенно важно для дошкольников с ЗПР и ТНР.
Существенным аспектом в использовании инновационных технологий становится взаимодействие с родителями. Современные цифровые платформы позволяют организовать обратную связь, делиться успехами ребенка, предоставлять родителям рекомендации по работе дома, вовлекая их в образовательный процесс. Это укрепляет партнёрство между семьёй и детским садом, делая коррекционную работу более системной и результативной.
Таким образом, применение инновационных технологий в работе с детьми, имеющими ЗПР и ТНР, позволяет создать образовательное пространство, максимально соответствующее их потребностям и возможностям. Воспитатель становится не просто проводником знаний, а организатором развивающей среды, способствующей всестороннему развитию каждого ребёнка. Инновационный подход открывает новые перспективы в обучении, воспитании и социализации детей с ОВЗ, делая их путь к успешному обучению в школе более уверенным и подготовленным.
Список литературы
1. Бездетко Сергей Николаевич, Зак Г. Г., Каракулова Е. В., Труфанова Г. К., Цыганкова А. В. Проблема сформированности компетенций у педагогов в области технологий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2022. №4 (68).
2. Болдинова О. Г., Клименко Т. В. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья в цифровом пространстве дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-1.
3. Омарова З. К. Инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ОВЗ // Достижения науки и образования. 2019. №11 (52).
4. Панькова Г. Н. ИСпользование инновационных технологий при работе с детьми ОВЗ в условиях ДОО // The Scientific Heritage. 2020. №56-4.
5. Скорнякова Н. Н. Влияние технологии эффективной социализации на социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОО // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3.