Ольга Котельникова
Консультация для родителей «Как научить ребенка вырезать ножницами»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Как научить ребенка вырезать ножницами».
Подготовила воспитатель средней группы Котельникова Ольга Ивановна МБДОУ Кугесьский детский сад «Ягодка»
Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими подстригают ногти. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка вырезать ножницами и уберечь от травм.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка вырезать ножницами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Ножницы, вырезание из бумаги. Консультация
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Темочки
Многие родители в целях безопасности стараются не давать детям ножницы и иголки, порой даже запрещают и чаще всего откладывают знакомство с ними.
Запрещая работать с этими инструментами, родители пытаются таким образом уберечь своего ребенка от опасности. А если немного задуматься, то запрет не является лучшим способом защиты.
Своим запретом родители только стимулируют познавательную активность ребенка. И если игле можно найти более безопасную альтернативу, (пластмассовая игла, игры шнуровки, то ножницы заменить нельзя.
Каждая мама рано или поздно задается вопросом: когда можно дать малышу в руки ножницы. Ответ на этот вопрос очень прост. Все зависит от вашего ребенка. Просто присмотритесь к своему малышу: если он сам проявляет интерес – дайте попробовать, и научите ребенка вырезать ножницами.
Выбираем безопасные ножницы
Прежде всего, необходимо приобрести «правильные» ножницы. Для детского творчества существуют специальные безопасные модели. Они легкие и удобные, с закруглёнными кончиками, чтобы ребенок в процессе работы не поранился. Есть ножницы с закрытыми пластиком лезвиями. С маленьким колечком для большого пальца, удлиненным колечком для указательного и среднего. Если ножницы имеют одинаковые колечки, то в них вставляются большой и средний палец, а указательный ложится, как ему удобно. В раннем возрасте знакомить ребенка с этим предметом не стоит, лучше всего подождать, когда он достигнет двух лет.
Объясните ребенку, как правильно держать ножницы в руках и покажите простейшие приемы резки. Первые движения по раскрытию ножниц можно
тренировать в воздухе, без бумаги.
После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов.
Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это
самостоятельно.
В раннем возрасте малыш может просто измельчать бумагу на
полоски, в два года вырезать фигуры ему не по силам. Уверенно вырезать по
контуру ребенок начинает ближе к 4 годам.
После трех лет, когда ножницы становятся послушными в руках ребенка, в качестве упражнений предложите ему вырезать простейшие фигуры, нарисованные на бумаге: квадрат, треугольник, круг. Из них можно составлять узоры и орнаменты. Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер.
Существует также много игр и упражнений по развитию моторики.
1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
5. Конструирование.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. 8. 8. Завинчивание и развенчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
9. Всасывание пипеткой воды.
10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
14.“Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
15. Теневой театр. Попросить ребенка соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы.
Если использовать цветную бумагу и заранее продумать тему будущей аппликации, то занятие будет еще более творческим и интересным.
При этом задания могут быть разными:
1) Наклеить в один ряд четыре одноцветных четырехугольника.
2) Наклеить два красных и два синих четырехугольника, соблюдая определенную последовательность: один четырехугольник красный, второй – синий, третий – красный, четвертый – синий.
3) Наклеить два четырехугольника и два кружочка, последовательно меняя их.
4) Провести подобную же работу с треугольниками, размещая их
последовательно по форме и цвету.
Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания:
1) Разрезать бумажную полоску на квадраты, которые можно использовать для
орнаментов, окошек игрушечных домиков, флажков и т. д.
2) Нарезать из бумаги прямоугольной формы тонкие прямые полоски – древки флажков, стебли цветов и т. д.
3) Косо срезать у прямоугольника концы, чтобы получились крыша для
домика, крыло самолета или детали других предметов.
4)Вырезать круг из квадрата, постепенно округляя его края (снежная баба,
цыплята)
5) Вырезать плоды, овощи, цветы, деревья, бабочек. Прямоугольник соответствующего цвета сгибают пополам и вырезают половину задуманного предмета.
6) Вырезать предметы, складывая бумажную полоску несколько раз.
Независимо от того, когда (с какого возраста) вы начали учить ребенка
работать с ножницами, необходимо сразу объяснить правила обращения с ножницами.
1. Ножницы - это НЕ игрушка. Ножницы - это инструмент. Они острые и опасные. Если неправильно ними пользоваться, можно пораниться.
Итак, с ножницами не играют, с ними работают.
2. Ножницами МОЖНО : резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций - кружочки, квадратики и т. д.
Принципы работы с ножницами. Положение рук
Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой,
ребенка нужно правильно усадить.
1. Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.
2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.
3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе". Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.
Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов.
Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.
Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол.
Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук.
Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.
Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху.
Ребенку можно сказать : «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху».
Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку то что, вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.
Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков.
Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители.
Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами.
Памятки для детей по технике безопасности при работе с ножницами
1. Работу начинай только с разрешения взрослого.
2. Не работай неисправными инструментами.
3. Во время работы будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся.
4. Нельзя носить в кармане инструменты (ножницы, шило, иглы и другие предметы).
5. При работе держи инструменты так, как показал взрослый.
Правила обращения с ножницами
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
3. Перед работой проверь исправность инструментов.
4. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не
оставляй ножницы в открытом виде.
5. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
6. При работе с ножницами следи за пальцами левой руки.
7. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались с края стола,
кольцами к себе.
8. При вырезании деталей, имеющих форму окружности, поворачивай бумагу.
9. Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях.
10. Храни ножницы в чехле или в подставке лезвиями вниз.
11. После работы клади ножницы на свое место, чтобы точно знать, где их можно взять в следующий раз;
12. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
13. Используй ножницы по назначению.
Такие несложные правила следует рассказать ребенку, приступая к работе в первый раз, и повторять их каждый раз, пока знания не превратятся в привычку.
При работе с ножницам нужно осваивать правильные навыки резания:
- При резании бумаги по прямой линии режут серединой лезвия, смотрят на конец ножниц, направляя их вдоль линии;
- При резании по кривой линии смотрят на место разреза. Плавно поворачивая левой рукой материал;
- Ножницами режут в направлении от себя с правой стороны. Правая и левая руки при резании не пересекаются. Локоть руки с ножницами не заносится вперед, и согласовываются действия обеих рук;
- Процесс резания ножницами должен проходить ритмично.
- Контролируйте положение ножниц по отношению к бумаге;
- Размер и толщина ножниц побирается в зависимости от предстоящей работы: для вырезания мелких деталей из тонкой бумаги подойдут небольшие ножницы, а для крупных элементов из прочной бумаги, где делаются большие надрезы – ножницы более крупные;
- Большие части вырезают широко раскрытыми ножницами, а маленькие детали – мелкими, осторожными движениями;
- Гофрированный картон режут ножницами с длинными лезвиями.
Учите Ваших детей работать ножницами. И помните «Терпение и труд, всё перетрут» и у Вас всё получится. Удачи Вам!