Сальная Елена Сергеевна
Консультация для родителей «Как научить ребенка играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Проявляя чрезмерную заботу, родители нередко опережают детскую скуку. Дети не успевают даже подумать, чего же они хотят сами, как взрослые уже готовы придумать что-нибудь за них. У них отпадает потребность включать фантазию, придумывать игры и занятия. Если ваш малыш не дает вам прохода и постоянно просит поиграть, и вы задались вопросом «Как научить ребенка играть самостоятельно?», тогда наши советы для вас.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка играть“» размещена в разделах
Для развития навыка самостоятельной игры, важно, чтобы у ребенка появился интерес к этой самой игре. В первую очередь создаем игровое пространство.
Наблюдаем — во что чаще всего играет ребенок, какие игрушки или предметы выделяет среди остальных.
Помещаем такие игрушки на видное и доступное место в детском пространстве.
Регулируем количество предметов, с которыми играем. Много игрушек и занятий одновременно, приводит к рассеянному вниманию и сложности, в том, чтобы сосредоточиться на процессе. Если какая-то игрушка или занятие уже не используется, вместе убираем их на место.
Если малыш сообщил вам, что ему скучно, запомните, — это не сигнал тревоги или вызов SOS. Постарайтесь сдержать собственный порыв сразу найти ему занятие, успокойтесь и скажите: «Это же здорово, что тебе скучно! Самое время подумать, чем бы ты хотел заняться, что тебе интересно».
Будьте рядом и давайте детям поскучать какое-то время, не бойтесь этого процесса. В скуке рождается фантазия и новые идеи. Важно объяснить детям, что состояние скуки — это нормально, и в нём нет ничего страшного. Расскажите, что вы делаете, когда вам скучно (рассказывать про соцсети не стоит — это будет ваш маленький секрет).
Например, когда вам скучно, вы читаете книги, рисуете, придумываете историю о попугаях, а иногда перебираете сувениры из путешествий или надуваете мыльные пузыри. Главное, мы не оставляем детей сразу играть самостоятельно и как-нибудь развлекаться самим, а постепенно знакомим ребенка со своими интересами, развиваем умение думать и создавать, фантазировать.
Если ребёнок привык к тому, что его развлекают взрослые, — ему будет трудно сразу же начать играть самостоятельно. Осваиваем этот навык постепенно. Предложите ребенку сыграть вместе : одну игру придумываете вы, а второй вариант обязательно должен придумать сам ребёнок. Например, играем в детский сад или чаепитие. Вы можете играть роль родителя, который приводит ребёнка на занятие в детский садик, а ребенок станет воспитателем. Предложите ему провести для игрушек какое-нибудь занятие. Обсудите с ребёнком, что в определённый момент вам надо будет уйти с урока на какое-то время, чтобы не мешать «учителю» проводить. Таким образом, вы мотивируете ребёнка придумывать дальнейший ход игры. Постепенно ребенок разовьёт фантазию и научиться играть самостоятельно.
В процессе игры интересуемся сюжетом, ролями героев, проявляем инициативу. Задавая детям множество вопросов, мы стимулируем их проявить фантазию, креативное мышление и создать целую сюжетную линию. Главное, вы должны дождаться ответа малыша, а не предлагать собственные варианты.
Игра в магазин. Спрашиваем, что в нём продаётся, откуда это привезли, как будет упаковано, для чего это понадобится и т. д.
Активные игры. Предлагаем ребенку самому добавить новые действия, усложнить игру, построить полосу препятствий.
Игра в поликлинику. Просим распределить роли, придумать, как записать пациента и на какое время, уточняем, что понадобится для игры.
Перед игрой обозначаем, что на какое-то время вам понадобится отлучиться сделать свои дела, и просим детей в это время поиграть самостоятельно или придумать что-нибудь интересное. Расскажите, что пока вы будете делать дела, то к вам можно будет обратиться с вопросом, если понадобится.
Обеспечиваем безопасность игровой зоны. Убираем предметы, об которые можно пораниться или удариться, проглотить. Во время игрового процесса родители могут находиться рядом, работать удаленно, или читать книгу, при этом наблюдать и контролировать процесс. Отвечать на какие-то детские вопросы время от времени проявлять интерес к занятиям ребёнка, хвалить за идеи и проявление фантазии.
Хвалите и благодарите детей за проявление инициативы — это всё развивает их самостоятельность и веру в себя. Давайте малышу возможность совершить «поступок», за который он получит благодарность, — посильная помощь в приготовлении пищи, налить себе стакан воды, выбрать хлеб в магазине, и даже самому нажать кнопку вызова лифта. Постепенно у ребенка будет развиваться интерес к себе, окружающему миру, а полученные навыки он сможет реализовать в самостоятельной игре.
Умение играть самостоятельно — вершина айсберга развития детей, которая подтягивает за собой множество навыков:
мышление;
внимание;
логику;
самооценку;
эмоциональный интеллект.
Если дети могут придумать себе занятие или продолжить игру самостоятельно, они становятся уверенней в себе, им легче наладить контакт с другими детьми и взрослыми. Малыши лучше понимают свои эмоции, легче проживают любое настроение, состояние стресса. Формируя у ребенка навык свободной игры, родители делают вклад в полноценное развитие ребенка и освобождают время для своих занятий и отдыха, что не менее важно в процессе воспитания.