Лариса Криворучкина
Консультация для родителей «Как научить ребёнка жить в согласии с самим собой и окружающими людьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для родителей по теме:
«Как научить ребёнка жить в согласии с самим собой и окружающими людьми?»
Цель: 1. Продолжать развивать родительскую компетентность в воспитании у своих малышей умения жить в детском коллективе.
2. Познакомить родителей с приемами воспитания добрых взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
3. Повышать профессиональную компетентность воспитателя в умении вести диалог с родителями по нравственному воспитанию детей.
Подготовка:
1. Подобрать и оформить педагогический словарь слов: гуманизм, доброта, эмпатия.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка жить в согласии с самим собой и окружающими людьми“» размещена в разделах
2. Напечатать высказывания писателя Ч. Айтматова, К. Д. Ушинского, Я. Корчака.
3. Повесить русский алфавит от А до Я /по добрым качествам человека/.
4. Подобрать сочетание слов ДОБРО-(- желательный,- нравие, - детель, - порядочность, - сердечие, - совестный) на лепестках цветка.
5. Оформить выставку словарей, книг.
6. Напечатать стихи для чтения взрослыми.
7. Подобрать активные приемы воспитания у детей и взрослых дружеских отношений: пословицы о семье, составление цветка ДОБРА, обзор книг по воспитанию добрых чувств, чтение Памятки родителями.
ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ.
В: Здравствуйте, добрый вечер всем пришедшим на нашу встречу.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как научить ребенка, а может быть, и самих себя жить в мире и согласии с самим собой и людьми. Я надеюсь, что общение пройдет в доброй и дружеской атмосфере.
А начать наш разговор хочется со строк стихотворения Евгения Евтушенко:
…Моё человечество,
Что мы так часто грубим?
Лишь отругиваясь,
Ведь грубость потом
Как болезнь переходит к другим.
И снова от них возвращается к нам
Наша грубость,
Грубит продавщица,
И официантка грубит,
Кассирша на жалобной книге
Сидалищем расположилась,
Но эта грубость
Лишь голос их тайных обид!
На грубость чужую,
Которая в них отложилась.
Моё человечество,
Будем друг другу нежней!
Моё человечество,
Будем друг другу нежней!
Очень хочется, чтобы эти последние строки стали лейтмотивом нашего разговора.
Одна из ключевых позиций в нашей работе с детьми её гуманизм.
См на доску /или слайд презентации/, что оно означает в словаре.
С гуманизмом связано:
- признание детства как уникального периода жизни человека, когда всё формируется впервые;
- это и создание условий, в которых бы проходило его полноценное правильное развитие.
Обращение к цитате.
Еще Чингиз Айтматов писал: «Человек по сути дела, рождается потенциальным гуманистом. Еще не зная термина «гуманизм», с малых лет он учится человеколюбию, начиная с любви к матери, к своим близким, с любви к женщине, к природе, к земле и восходит затем любовь к родине, к сознательному гуманизму, к общечеловеческим чувствам сострадания, солидарности и взаимопомощи».
Однако в жизни, особенно в последние годы у детей формируются другие отношения. Вот типичный случай.
Мальчик - популярный в группе ребенок. По характеру вспыльчив, обидчив. Единственный способ разрешения отношений с детьми – драка. Он слушает взрослых, но чаще отвечает: «Он первый начал». Мы попросили детей помочь исправить поведение мальчика. И что мы услышали:
большинство детей предпочли наказание:
выгнать из группы
отвести к заведующей
поставить в угол и т. д.
были и жестокие предложения:
выпороть ремнем
Добрых советов было меньше:
я бы сказал, что ты плохо ведешь;
я бы сказал: не грубить, не драться, а то руки станут, как крюки…
я бы сказал, что надо помириться, пожать друг другу руки.
Почему так произошло?
Ответы родителей.
Вывод:
1. Практика показывает, что со стороны взрослых больше уделяется внимание НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ поступкам к сверстникам. А доброта, внимание кажутся вполне естественными поступками.
2. У большинства взрослых также нет четкого представления о взаимозависимости компонентов морального развития ребенка: когда жадность переходит в хозяйственность, а фантазии ко лжи и т. д.
3. взрослые на 1 план в конфликтных ситуациях выдвигают наказание: посиди на стульчике, подумай 1 минутку…
4. отсутствие установки только на положительные оценки;
Вместо того, чтобы сказать «расскажите мне о приятном», мы говорим «что произошло?», заостряя внимание при всех на отрицательных поступках; вместо того, чтобы разбирать их с глазу на глаз, индивидуально.
5. При воспитании доброжелательных отношений преобладают словесные приемы: указания, напоминания, чтение, советы. В этом случае гуманные отношения формируются в отрыве от реального поведения.
Таким образом, воспитание умения жить в мире и согласии начинается с малых лет. А посевы взойдут через годы.
Давайте рассмотрим, какие качества вы хотели бы видеть в наших детях.
Составим добрый словарь по АЛФАВИТУ.
А аккуратный
Б бодрый
В вежливый, воспитанный
Г галантный
Д добрый, душевный
Е единый
Ж жизнерадостный
З здоровый
И искренний, интеллигентный
К красивый
Л любимый
М мудрый
Н надежный
О обязательный
П Порядочный, постоянный
Р Рассудительный, разумный
С Смелый
Т Трудолюбивый
У Умный
Ф Фантазер
Х Храбрый
Ц Целеустремленный
Ч Честный
Ш Широкодушевный
Щ Щедрый
Э Элегантный
Ю Юморной
Я Ясный
«Словарь русского языка» объясняет слово «Добро, доброта как всё положительное: поступки, дела, отношения друг к другу через ласку, приветливость».
Недаром русский язык создал немало слов, где главным словом является слово ДОБРО.
Давайте составим ДОБРОЕ СОЛНЫШКО:
Добродетель - высокая моральная чистота
Добродушие – мягкосердечие
Доброжелательность – желание другим добра
Добронравие – кроткость
Добропорядочность – вполне положительный, порядочный
Добросердечие – обладающий большим сердцем, мягкий
Добросовестный - старательный в деле.
Какие задачи ставит нам программа?
Младший возраст:
- Закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу.
- Формировать эмоциональную отзывчивость к переживаниям и проблемам других людей.
Средняя группа:
- Воспитывать доброжелательное и терпимое отношение ребенка к сверстникам
- Формировать отношение к другим людям: укреплять позицию помощника и защитника.
- Закладывать бережное отношение ко всем проявлениям жизни.
Еще К. Д. Ушинский писал: «Чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, то нужно узнать прежде всего ребенка во всех отношениях».
Что он представляет под понятием ДОБРОТА? Что значит быть добрым?
Как это сделать?
1. «Нарисуй что- нибудь доброе». «Нарисуй что-либо злое».
(обратить внимание на тему (что ребенок рисует); краски (какие подбирает). Рисунки оставить на некоторое время, чтобы почувствовать разницу.
2. Беседа, при которой реализуется главный принцип: идти от ребенка, от себя:
«Что такое добрые руки? Какие они? (мягкие, нежные, мамины, теплые)
Нарисуем добрую руку: дети обводят свою ладошку и закрашивают.
Д/задание: обвести руки мамы, папы.
3. Чтение стихов:
ДОБРЫЕ РУКИ.
Л. Квитко
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то метят,
То что-то мастерят!
Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак.
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Нет рук проворней, краше,
Весь день то тут, то там.
Весь день снуют и пляшут,
По полкам и столам.
Настанет вечер – тени
Слетают на стене.
И сказки сновидения
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят,-
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук!
4. Начинать день с доброй улыбки – это утренний ритуал. Его цель: высказать уверенность, что день будет добрым, дети будут внимательными, уступчивыми, добрыми друг к другу.
ДОБРОЕ УТРО.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро - солнцу и птицам.
Доброе утро - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро продлится до вечера.
5. В народной памяти немало пословиц о поговорок. Давайте вспомним их и соберем в волшебную шкатулку:
Зачитать выражение и сложить их вместе.
+ доброе слово и бурю укрощает.
+ добро помни, а зло забывай.
+ ласковое слово и кошке приятно.
+ при солнышке тепло, при матери добро.
+ Сделав добро, не кайся.
+ Сей добро, посыпай добро, жни добро, оделяй добром.
+ Добро не умирает, а зло пропадает.
+ Доброе дело два века живет.
+ Век добро помнит.
+ Сделав худо, не ожидай добра.
+ Ласковое слово даром молвится.
+ Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
+ Живи для людей, поживут и люди для тебя.
6. Рассматривание мимики лица у детей: «Наша Таня громко плачет» Какая девочка плачет? Почему? Как ты догадался?
7. Книга Ласковых имен – в группе (показать). Эта книга с фотографиями помогает подружиться, открыть что-то новое в каждом.
8. Островок ДОБРОТЫ в доме и детском саду. На нем можно мириться, секретничать, дружить. Поэтому оно нарядное: диванчик, стульчик, расписная подушка.
9. Введение в жизнь ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.
- Дружить – значит любить и уважать друг друга.
- Не выдавать чужих секретов.
- Делиться игрушками.
- Уметь мириться и прощать.
10.
НАЗОВИТЕ УСЛОВИЯ МИРА:
ЗАЧИТАТЬ.
1. СМОТРЕТЬ ДРУГ ДРУГУ В ГЛАЗА.
2. ПРОТЯНУТЬ ДОБРЫЕ РУКИ.
3. УЛЫБНУТЬСЯ.
4. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА (ИЗВИНИ, ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА)
5. НАЙТИ ОБЩЕЕ ДЕЛО ИЛИ ИГРУ.
11. Как можно похвалить ребенка?
Это помогает ему быть уверенным в жизни:
! Комплимент: по поводу внешнего вида, одежды, поступка.
! Хвалить за трудолюбие
! Предвосхищать действия или поступки (я знаю, ты растешь внимательным)
! Прием эмпатии (уметь видеть и чувствовать внутренний мир неодушевленного предмета, чувства, мысли, переживания друзей, родных, знакомых) (о чем думает сломанная игрушка? О чем мечтает бабушка в день рождения).
Слова комплименты
Молодец (шаблонное)
Хорошо (традиционное)
Удивительно
Великолепно
Прекрасно
Отлично
Поразительно
Неподражаемо
Здорово
Грандиозно
Остроумно
Талантливо
Потрясающе
Красота
Классно
Поздравляю
Экстра-класс
Уже лучше
Как в сказке
Ух!
12. Исполнение колыбельных песен.
13. Поглаживание ребенка перед сном.
14. Рассказывание доброй сказки.
15. Тихая музыка – всё настраивает детей на покой, теплый эмоциональный фон.
16. Конец рабочего дня. Создание уюта семейного быта: включить свечи, лампу.
Поговорим о маме, папе, о делах…
Проанализировать прожитый день. Учить правильно оценивать события дня. Рисование цветных дорожек – много добрых дел.
Радуга - много доброты, хороших поступков.
Можно повесить веселую мордашку - завтра она поздоровается с тобой.
«Я желаю, чтобы вы всегда помнили,
как бьется наше сердце,
так ему в тон трепещет и
маленькое сердечко малыша»
Я. Корчак
Памятка для взрослых.
Давайте поможем ребенку расти в мире и согласии с самим собой и людьми.
Для этого помните:
- Обучение ребенка добру происходит не на словах, а в повседневных делах.
- Ничего нет важнее вашего примера.
- Сперва - любить, а потом учить (Н. Рерих, поэтому любите, уважайте, выслушивайте терпеливо ребенка.
- Организуйте жизнь так, чтобы дети видели только хорошие поступки.
- Помните, малыш должен быть уверен, что он любим, не смотря ни на что, все ждут его только хорошее и верят в его доброту.
- Авансом наделяйте ребенка хорошими качествами, предвосхищая «ситуацию успеха».
- Оценивайте только поступок, а не самого ребенка.
- Помните: от благополучия ребенка среди взрослых зависит его здоровье.
- Добрый ребенок здоров физически и нравственно!