Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Как говорить с детьми, чтобы они слушали»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу затронуть важную тему в воспитании ребенка; и звучит она так: Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
Для начала мы ознакомимся с важным принципом, без соблюдения которого все попытки наладить общение с ребенком оказываются тщетными. Принцип этот — абсолютное принятие. Что же это значит?
Безусловно принять ребенка — значит любить его просто так, а не за то, что он красивый, умный, успешный, отличник, талантливый и так далее, а просто за то, что он - это он!
Публикация «Консультация для родителей „Как говорить с детьми, чтобы они слушали“» размещена в разделах
Часто можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь вести себя хорошо, то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня чего-то, пока ты не перестанешь. (лениться, не слушаться, хулиганить, не начнешь. (заниматься, помогать взрослым, слушаться)».
Но, если мы приглядимся, то увидим, что в этих фразах ребенку прямо говорят, что его принимают условно, что его любят (или будут любить, «только если.». Условное, оценочное отношение к человеку все больше становится частью нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
ОДНО ИЗ ПРАВИЛ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ЗВУЧИТ ТАК: Уделяйте детям максимум внимания. Если ребенок хочет с вами поговорить, отложите все дела и уделите ему столько времени, сколько потребуется. Не отвлекайтесь ни на что, слушайте его так, словно это самая важная информация на свете!
ОТКУДА БЕРУТСЯ «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети? Психологи говорят, что это результат неправильно сложившихся отношений в семье.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА общения с ребенком от ведущих детских психологов:
1) Не вмешивайтесь в занятие ребенка, если он сам не просит помощи.
2) Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
3) В каждом возрасте у ребенка есть ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще.
4) Если ребенок не хочет выполнять какую-либо из своих обязанностей, нужно узнать причину его поведения. Не стоит его «подкупать».
5) Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему.
6) Ребенок должен понимать и чувствовать на себе отрицательные последствия своих действий и бездействий.
7) Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в разговоре то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство. Говорить нужно только в утвердительной форме, поскольку вопрос не отражает сочувствия.
8) Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, скажите ему об этом. Говорите только от первого лица, о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
9) Не присваивайте себе эмоциональные проблемы ребенка, не волнуйтесь напрасно, позвольте ему набить шишки и научиться, в рамках безопасности.
Золотое правило: дисциплина не до, а после установления добрых отношений и только на базе них. Уделяйте общению с ребенком достаточно времени и это обязательно будет приносить свои плоды!