Виолетта Пучкина
Консультация для родителей «Как читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Как читать».
Воспитатель Пучкина В. А.
МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 г. Кропоткин
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Эти рекомендации для тех, кто хочет самостоятельно научить ребёнка читать, писать под диктовку, а главное, предупредить многообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Как читать“» размещена в разделах
Хорошо известно, насколько сложна и обьёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По- другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
С какого возраста начинать учить ребёнка чтению? Дети пятого года жизни наиболее восприимчивы к обучению, им нравятся игры и действия со словами, звуками. К. И. Чуковский назвал этот возраст возрастом любителей звуков. Ребёнка в этом возрасте отличает не только большой интерес к звуковой стороне родного языка, но и острота, свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
Итак, дорогие родители, вы должны знать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (м) в слогах, словах.
- Как мычит корова? (му).
- Скажи как я: ммму. Какой звук ты произнёс первым?
- Назови, что нарисовано рядом с буквой (мммышка, ммморковь) .
- Какой первый звук в этих словах?
- А теперь давай рассмотрим букву М.
- На что она похожа? Напиши в воздухе букву М.
- Давай попробуем написать её в тетради.
На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково, – т. е. так как звучит звук.
Звук М. Мы произносим его отрывисто. И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука — Э и М. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Правильное чтение — это чтение слогами (конечно на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ммма. Одновременно ребёнок переводит указку или палец с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!
Лучше всего проводите эту работу с детьми в игровой форме, с использованием наглядного материала.
Обязательное условие: занятия должны быть регулярными (не реже 2раз в неделю) и по времени не превышать 15минут.
Если ребёнок, отзанимавшись 5-10 мин., перестал слышать вас, это вовсе не означает, что он ленив или неумён. Просто он устал. Поиграйте с ним 3-4 мин. В какую-нибудь игру или проведите физкультминутку.
На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной теме в день (звук и буква А, звук и буква О, и т. д.
Кроме работы со звуком и буквой не забывайте проводить словарную работу. Обогащайте словарь ребё нка по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда» и т. д.
Чаще задавайте детям вопросы: «какая?», «какое?», «какие?»
Пополняйте речь ребёнка глаголами, прилагательными, синонимами, антонимами.
Дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Замечательно, если они будут сопровождаться картинным или игровым материалом — муляжами, игрушками и др.
И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
Следует часто, но ненавязчиво — в форме игры повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке ( например: кто больше придумает слов, которые начинаются со звука М и т. д.)