Тамара Горстова
Консультация для родителей «Истоки трудолюбия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудовое воспитание-это гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно…нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать»,-писал великий педагог В. А Сухомлинский.
Интерес к труду и желание трудиться дети начинают проявлять рано. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. Малыш стирает как мама. Действует молотком как папа. Просит разрешить помыть посуду или расставить книги в шкафу, как это делает бабушка. С удовольствием помогает старшему брату чинить велосипед…В труде ребёнок ощущает себя большим, хочет стать ловким, умелым, самостоятельным, настоящим помощником. Возможности ребёнка –дошкольника ещё весьма ограничены, у него нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты труда и выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится и удаётся. Зато велико воспитывающее значение труда ребёнка, и в этом его ценность.
Публикация «Консультация для родителей „Истоки трудолюбия“» размещена в разделах
Кто из нас взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение ребёнка! Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность, медлительный –ловкость и смекалку, шалун-деловитость и терпение, неумейка- старание и желание сделать как можно лучше.
Если дошкольник систематически участвует в труде, то это положительно сказывается на формирование его личностных качеств; он приобретает готовность к труду, что важно при подготовке к школе, познаёт, что такое заботливость, бережливость, начинает осознавать значение и цену труда старших. К ребёнку постепенно приходит чувство уважения к делам взрослых, стремление помогать им, появляется умение видеть непорядок в окружающем и устранять его по собственной инициативе.
Трудовая деятельность особенно важна в нравственном становлении личности. В труде у ребёнка формируются такие качества как чувство ответственности за поручение, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.
Одна из задач, которая решается детским садом совместно с семьёй- это воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду. Каковы же истоки трудолюбия и с какого возраста нужно начинать воспитывать его у детей?
Трудовое воспитание детей необходимо начинать с раннего возраста, с выработки у него навыков самообслуживания. Очень важно в этом возрасте всячески поддерживать детскую самостоятельность. Уже с девятимесячного возраста можно приучать малышей самостоятельно пить из чашки, есть печение. Когда дети ещё ещё немного подрастут, учить их самим себя обслуживать. Стараться как можно меньше опекать их, давать возможность самим одеваться, не сердится если что-то делают не так. Терпеливо объяснять и показывать, как держать чашку, как вести себя за столом, самостоятельно одеваться. Конечно, не сразу малыши всё будут делать аккуратно: они будут обливать себя пищей, пачкать платья, надевать колготки наизнанку… Зато потом всё окупится. Взрослым не придётся уговаривать детей что-либо делать самим-они привыкнут быть самостоятельными,а время родителей высвободится для других дел.
В 2-3 года малыша необходимо научить самостоятельно одевать и снимать обувь, одежду, расстёгивать пуговицы, складывать свои вещи, убирать игрушки. Детям этого возраста можно поручать расставить на столе хлеб, соль, разложить ложки, вместе со взрослыми убрать со стола. С каким удовольствием малыши выполняют просьбу мамы или папы что-то помочь, подержать, принести, подать, аккуратно сложить.
Удобный момент для воспитания у детей трудолюбия наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам!» Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребёнка- своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Обязанность родителей –формировать у ребёнка готовность разделять с ним трудовые дела. Такая готовность складывается благодаря постоянству требований, предъявляемых к ребёнку по принципу: «Всё, что можешь, делай сам!» И хотя у малышей отношение к делу ещё не отличается достаточной отчётливостью и устойчивостью, а их труд это скорее игра, однако при проявлении следует всячески поощрять и развивать.
У детей 3-4 лет самостоятельность возрастает ещё больше, поэтому они могут сами, при небольшой помощи взрослых или сверстников одеться и раздеться, аккуратно сложить свою одежду. С этого возраста малышей в детском саду начинают приучать замечать неполадки в одежде и устранять их. К 4 годам детей приучают к дежурству по столовой. Они с большим удовольствием помогают няне: раскладывают ложки, хлебницы, убирают после еды на хозяйственный стол чайную посуду, поливают комнатные цветы и посадки на грядках. Дети знают, что при входе в помещение надо вытирать ноги, после игры убирать игрушки, перед едой мыть руки. В этом возрасте у малышей воспитывают желание поддерживать порядок в игровой комнате и на участке. Их учат не сорить, не топтать зелень, беречь цветы и посадки. Важно, чтобы эти несложные трудовые дела находили продолжения в семье.
Дети 4-5 лет вместе с родителями уже могут принимать участие в домашних хозяйственных делах; убирать комнату, вытирать пыль, поливать комнатные растения, кормить животных, содержать в порядке игрушки.
Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут стать его постоянными обязанностями. Он может накрывать на стол и убирать со стола, ухаживать за комнатными растениями, стирать кукольную одежду, содержать в порядке сои книги, следить за своим игрушечным хозяйством.
Ребёнок 6-7 лет должен уметь заниматься не только тем, что хочет в данную минуту. Нужно учить его переключаться с одной деятельности, интересующей его, на другую, обязательную. Ребёнок занят интересным делом, но младший нуждается в помощи. Нужно прерваться, чтобы помочь ему.
Исходя из выше сказанного, можно рекомендовать следующие советы по воспитанию у детей дошкольного возраста трудолюбия :
-приобщайте ребёнка к трудовым делам семьи как можно раньше
-закрепите за старшим дошкольником постоянные обязанности, за выполнения которых он несёт ответственность
-не наказывайте ребёнка трудом, труд должен радовать, приносить удовлетворение
-учите ребёнка трудится, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности; рациональные приёмы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда
-не давайте ребёнку непосильных поручений, но поручайте работу с достаточной нагрузкой
-не торопите, не подгоняйте ребёнка, умейте ждать пока он завершит работу сам
-не забывайте благодарить ребёнка за помощь или старательно выполненное поручение
-не забывайте хвалить ребёнка за то, что требовало от него особых стараний.