Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Детям очень нравится отгадывать загадки, придумывать самим загадки, рисовать отгадки.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Публикация «Консультация для родителей „Использование загадок как средство формирования выразительности речи“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка.
Загадка— это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.
Существует несколько видов загадок :
загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;
сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.
Значение загадок.
Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.
Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Требования к использованию загадок :
- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром;
- знакомство с образными средствами языка;
- правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию, а затем загадки с метафорой;
- обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием; должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи. Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.