Анастасия Ивановна Сухорукова
Консультация для родителей «Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лего, LEGO. Консультации для родителей
- Лего. Конструктор LEGO
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
• развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи (отрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
• овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
• формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
• развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
• тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)
Вашему вниманию представляю игры с включением Лего-технологий, направленных на коррекцию и развитие различных компонентов речевой деятельности,
Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, применяю. такие приемы:
Например: При постановке звука Л придумываем сказку: «Жила – была ЛОДОЧКА – мама и сынок (показ мамы-лодочки и сыночка). Однажды сынок уплыл далеко в море, и мама потеряла его. Она стала громко звать его: Л-Л-Л! А сынок ей тихо отвечает: л-л-л! Мама стала звать громче: Л-Л-Л! Нашелся сынок! Мама обрадовалась и вместе с сыном громко запели: Л-Л-Л!». То есть с помощью ЛЕГО можно быстро создать игровую ситуацию и при этом она очень мобильна: тут можно придумать и дополнительные атрибуты – маяк, камни и другие – и все это из кирпичиков конструктора. Ребенок отрабатывает звуки и одновременно играет.
Используем конструктор на этапе автоматизации и дифференциации поставленного звука.
Дети не только проговаривают и закрепляют звук, но активно подключают моторику, что ускоряет процесс закрепления.
«Произнеси звук кратко и протяжно»
Из деталей конструктора LEGO выкладываются дорожки, длинные и короткие.
(Послушайте, как гудит самолет: «л-л-л». Он может издавать протяжный звук: «л-л-л» и краткий звук: «л». Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.)
«Построй змею»
Используя конструктор, дети строят змею, произнося звук «Ш»
Дидактическая игра: «Построй башню»
Инструкция: У тебя на столе кирпичики разных цветов и размеров. Поставь кирпичик на кирпичик. Построй башню. Ребенок ставит кирпичик на кирпичик и проговаривает любой прямой слог, на звук, который вы хотите отработать, например, «СА, са, са – к нам летит оса» (педагог садит осу на каждую пирамидку и спрашивает кто прилетел). Когда ребёнок разбирает башню, убирая по одному кирпичику то проговаривает обратный слог «Ас, ас, ас – дед корову пас». (Педагог предлагает показать, как дед пасёт корову, после того, как ребёнок разобрал башню) Ребенок, выполняя эти задания не устал, потому что для него это прежде всего игра.
Ребенку предлагается 2 цвета кирпичиков, например, синий и зеленый. Из этих кирпичиков дети строят башню. Синий кирпичик ставят, если слышат звук Ш, а зеленый – если звук С. После постройки башни ребенок должен назвать звук, который звучал в словах.
Игра «Построим лесенку»
Строим лесенку и проговариваем. По лесенке поднимается персонаж (тоже сделан из Лего, проговариваем слог прямой слог «ша» на каждую ступеньку, спускаемся – обратный «аш»
«Дифференциация звуков «ш» и «ж»»
Желтые и красные кирпичики. Даем ребенку инструкцию: желтый кирпичик произносим — «ша», красный — «жа». Строим башню чередуя желтые и красные кирпичики. Разбираем проговаривая «аш», «аж».
В процессе игровой деятельности педагог решает нужные для него задачи направленные на повышение усвоения учебного коррекционного материала.
Также Лего-конструктор можно использовать при самомассаже и проведении пальчиковой гимнастики.
Упражнение «Солнышко»
(Дети в свободной позе, в руках по кубику ЛЕГО, глаза закрыты)
Солнышко проснулось (дети открывают глаза)
Головы коснулось (кубики ЛЕГО соприкасаются с лобной частью головы)
Лучиками провело и погладило (медленными движениями проводят линии от лобной части головы к затылочной (3-4 раза)
Ручки разбудило (кубиками ЛЕГО плавными движениями проводим линии от плеча к кисти руки, поочередно меняя руки (3-4 раза)
Ножкам дверь открыло (кубиками ЛЕГО плавными движениями проводим линии от колен к стопе ноги (3-4 раза)
С помощью ЛЕГО конструктора можно легко делать массаж руки, так как кирпичики имеют выпуклые шипы.
ЛЕГО – ПАЛЬЧИКИ (пальчиковая гимнастика)
1, 2, 3, 4, 5!
В конструктор будем мы играть!
(Загибаем — разгибаем пальчики на обеих руках одновременно)
В конструктор будем мы играть
Своим ручкам помогать!
(Кулачки -ладошки ударяем друг о друга поочерёдно)
Конструктор в руки мы возьмём
На руку левую кладём,
Правой ручкой накрываем
И ладошками катаем.
(Выполняем действия в соответствии с текстом, прокатывание конструктора между ладонями)
Сейчас руки поменяем,
Точно также покатаем.
(Меняем положение рук прокатывание конструктора между ладонями, левая рука сверху)
В ручку правую возьмём
И сильней его сожмём!
(Сжимаем конструктор в правой руке)
В ручку левую возьмём
И сильней его сожмём.
(Сильно сжимаем в левой руке)
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
(Интенсивно трясём ладошки)
Использование Lego-конструктора на логопедических занятиях по обучению грамоте
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте.
Для усвоения понятия «звук» эффективно использовать из набора Lego человечков в разноцветных костюмчиках: в красных платьицах могут обозначать гласные звуки; в синих костюмчиках – согласные твердые; в зеленых – согласные мягкие.
Проводя игру, логопед объясняет ребенку, например, что человечек Lego (а не фишка) в синем костюмчике обозначает согласный твердый звук и т. д. Потом для закрепления задает вопросы: «Какого цвета костюмчики у твердых согласных? Какого цвета костюмчики у мягких согласных? Какого цвета костюмчики у гласных?» Затем проводится работа по звуковому анализу слогов, слов.
Например, гласный звук А пришел в гости к своему другу: согласному твердому звуку Т. Они встали рядом и получился слог «АТ».
• Сколько звуков в слоге «АТ»? (два)
• Назови первый звук. (А)
• Назови второй звук. (Т)
• Сколько гласных звуков? Назови гласный звук.
• Сколько согласных твердых звуков? Назови согласный звук.
• Какой по счету гласный звук А? Какой по счету твердый согласный звук Т?
Также можно использовать Лего – конструктор на определение количества слогов в слове (Детям предлагается выложить столько кубиков, сколько слогов в слове – выставляются картинки или игрушки; или игра «Рассели картинки по вагончикам поезда; машины с прицепом»).
Д. И. «Найди место звука в слове»
Упражнять детей в нахождении места звука в слове (В начале, середине или конце).
Логопед предлагает картинку и называет звук, место которого ребенок должен определить в слове. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка на кирпичике в то место, где слышит звук: в начале, середине или конце слова.
Использование ЛЕГО для расширения словаря, закрепления навыков использования предлогов в речи
Отрабатывая лексические темы, можно предложить детям рассмотреть фигуры предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют развитию образного мышления. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами и др. частями речи.
Развитие связной речи, игры - драматизации
В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Работа по развитию речи и обучению грамоте с применением ЛЕГО – технологий сделает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, и приучит детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это поможет лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.
Использование ЛЕГО - игр создает положительную мотивацию, формирует интерес к изучению новой информации, снимает негативного отношения к процессу обучения, что позволяет говорить о коррекционном воздействии ЛЕГО- конструктора в целом.
Я перечислила только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.