Хлопова Ирина
Консультация для родителей «Игры для гиперактивных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для гиперактивных и агрессивных детей
Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное
настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с
ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне
удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.
Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры,
Публикация «Консультация для родителей „Игры для гиперактивных детей“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений,
рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т. п., Например,
можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок
по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием
мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность
совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».
Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать,
попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение
различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон,
тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).
Эти упражнения обогатят ребенка не только разнообразными
эмоциональными ощущениями, но и развитием воображения. Очень полезно
также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов. Поскольку для
гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и
самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных
функций, например «Лабиринт», «Что изменилось?», «Чем похожи, чем
непохожи?», «Найди “лишнее”» и др.
Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развитии
умений удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-ка». Содержание
игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что
будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если
произнесена условленная цифра, например 7. Можно усложнять правила:
«Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой 7 называлась цифра
6. Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой
материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Не
подражай», «“Да” и “Нет” не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых
предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка. Последняя
группа рекомендаций, используемая в совместной деятельности, особенно
значима, поскольку помогает снять напряжение как у ребенка, так и у
взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности
друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную
жизнь ребенка в семье.
«Бокс»
Всем известно, что одна из причин агрессивного поведения ребенка –
накопившаяся энергия, которая требует выхода. Предложите ребенку игру
«Бокс». Она поможет ему избавиться от излишнего напряжения. Проявите
немного фантазии в экипировке маленького «боксера», сделав из старых
варежек боксерские перчатки, а из старой плотно набитой подушки –
боксерскую грушу. Объясните ему, что многие великие олимпийские
чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались,
отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем командуйте
о начале «тренировки». В ней необходимо чередовать периоды напряжения и
расслабления. Ребенок в течение 4–5 минут «боксирует», а затем 5 минут
отдыхает, расслабляется. Подобная игра поможет ребенку лучше
контролировать свое состояние во время возбуждения и будет способствовать
развитию его саморегуляции.
«Подушечные бои»
Попробуйте ответить на вопрос: как часто вы даете своему ребенку
пошалить, побаловаться – одним словом, разрядиться и выплеснуть
накопившееся за день напряжение? Да, большое количество домашних
заданий, дополнительных занятий, секций и т. д. почти не оставляют времени
на игры и отдых. Как результат – ребенок становится неуправляемым и
агрессивным. Мы предлагаем вам хотя бы раз в неделю устраивать для него
дни разрядки, отдыха и, если хотите, баловства. На наш взгляд, одним из
вариантов проведения такого мероприятия могут стать известные всем с
детства подушечные бои. Организуйте их как спортивное соревнование, в
котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками
выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию
провести «петушиные бои» и т. д. Не расстраивайтесь по поводу беспорядков,
которыми они будут сопровождаться, – наградой вам будет последующее
спокойствие вашего ребенка.
«Снежная баба»
Подвижные дети с повышенной агрессивностью частенько заставляют
родителей задаваться вопросом о том, что можно сделать, чтобы снизить
агрессию. Существует много различных способов, и один из них – поиграть с
ребенком в игры, способствующие расслаблению мышц. Освобождаясь от
физического напряжения, ребенок «сбрасывает» груз накопившегося
психологического раздражения. Как правило, в играх ребенку необходимо
вообразить себя каким-либо предметом или животным, а воображение –
хороший помощник для расслабления.
Итак, предложите ребенку превратиться в снежную бабу. Опишите ее,
помогая перевоплощению: «Представь, что ты огромная, красивая. У тебя есть
голова, две торчащие в разные стороны руки. Ты стоишь на двух крепких
ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Но вдруг солнце начинает припекать,
и ты чувствуешь, как начинаешь таять. Сначала тает голова, затем руки, и,
наконец, ты вся оседаешь под тяжестью намокнувшего снега и превращаешься
в лужу». В эту игру можно играть на прогулке, в лесу или дома – главное,
чтобы она доставляла удовольствие и вам, и ребенку.
Коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного
сотрудничества семьи и образовательной организации, которое обязательно
должно включать обмен информацией между родителями и воспитателями
посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т. д. Успех в лечении
будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в
отношении к ребёнку дома и в детском саду: система «вознаграждения»,
помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.
Непрерывность коррекции в детском саду и дома - главный залог успеха.
Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5-8 лет,
когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел
сформироваться патологический стереотип.
В разговоре с ребёнком и особенно при выдаче ему задания, необходимо
избегать директивных указаний, желательно повернуть ситуацию таким
образом, чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей
семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При разговоре с ребёнком
необходимо избегать постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не
болтай, когда я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи.
Несколько примеров поощрений и вознаграждений: разрешить ребёнку
посмотреть телевизор вечером на полчаса больше положенного времени,
угостить специальным десертом, дать возможность поучаствовать в играх
вместе с взрослыми (лото, шахматы, позволить лишний раз сходить в
приятное для ребенка место (парк, кафе, карусели и др., купить ту вещь, о
которой он давно мечтал. Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно,
в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это
может быть какая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в
зоопарк, в театр.
Приведённый вариант поведенческого тренинга является идеальным и
не всегда его использование возможно у нас в настоящее время. Но родители
и педагоги могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её
основную идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей.
Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено:
материальное вознаграждение или ободряющая улыбка, повышенное
внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).
При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание,
которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто
словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение
«привилегий». Родителям рекомендуется написать список того, чего они
ожидают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной манере
объясняется ребёнку. После этого всё написанное неукоснительно
соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выполнении. От
физического наказания необходимо воздерживаться.
В работе с гиперактивными детьми надо использовать три основных
направления: во-первых, по развитию дефицитарных функций (внимания,
контроля поведения, двигательного контроля);
во-вторых, по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и
сверстниками; в-третьих, при необходимости должна осуществляться работа
с гневом.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в
зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное
направление. Например, отработка навыков взаимодействия с окружающими.
При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться
следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить поэтапно,
начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что
гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и
спокойным, и неимпульсивным.
Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные
результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций,
например, дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно
использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные
функции одновременно. Поскольку гиперактивность — это дефицитарность
лобных отделов, то развитие произвольной регуляции - основное направление
коррекционной работы с такими детьми.
Индивидуализированная методика корригирующих занятий с
гиперактивными детьми направлена на формирование произвольной
регуляции и предусматривает два основных принципа. С одной стороны,
разработка комплекса упражнений для включения мышечных групп. С другой
стороны, коррекционные психомоторные упражнения соответствуют
этапному возрастному развитию ребенка и основываются на соблюдении
последовательности овладения двигательными функциями, свойственной
здоровым детям.
На практике доказано, что двигательное развитие ребенка оказывает мощное
влияние на его общее развитие, в частности, на формирование речи,
интеллекта и таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая,
тактильная. Поэтому двигательная коррекция должна занять одно из
центральных мест в общей реабилитационной программе ребенка.
Однако, не все виды физической активности могут быть полезны для
гиперактивных детей. Для них не рекомендуются игры, где сильно выражен
эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления).
Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде
длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности:
длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и
другие. Особое предпочтение следует отдавать равномерному длительному
бегу, который благоприятно влияет на психическое состояние, снимает
напряжённость, улучшает самочувствие.
Чтобы гиперактивный ребёнок развивался гармонично, общался со
взрослыми и сверстниками наиболее эффективно, первоначальная работа с
гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом
этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать -
понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать
самому правила поведения во время занятий и правил выполнения
конкретного задания. Желательно на этом этапе также выработать совместно
с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему
впоследствии адаптироваться в детском коллективе.
Следующий этап - вовлечение гиперактивного ребенка в групповые
виды деятельности (во взаимодействии со сверстниками) - тоже должен
проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного
ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только
после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и
занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может
перевозбуждаться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля
поведения, переутомления, дефициту активного внимания.
Существует многократно проверенный в детском саду и в начальной
школе метод снятия напряжения у родителей и улучшения родительскодетских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями
«карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о
ребёнке на заранее подготовленной карточке. При этом должно выполняться
обязательное условие: информация подаётся только в позитивной форме.
Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем
ребёнок занимался вечером дома, когда лёг спать. В современных условиях
цифровой жизни родители и воспитатели могут прекрасно общаться через
социальные сети. Воспитатель или учитель, получив утром новую
информацию о ребёнке, тоже могут сделать определённые выводы. Педагоги
по своему усмотрению также могут поощрить ребёнка, опираясь на
информацию, полученную от родителей. Перечень возможных наград педагог
составляет заранее, узнав у ребёнка о его предпочтениях.
Если же контакт с родителями затруднён, можно использовать
наглядную форму работы. Например, размещение информации в уголке
родителей. Для того, чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание,
материал необходимо подбирать доступный, немногословный. Например,
если педагога беспокоит поведение гиперактивных детей в группе, классе, он
может разместить отдельные пункты из «Правил работы с гиперактивными
детьми»:
работать с ребёнком в начале дня, а не вечером;
уменьшить рабочую нагрузку ребёнка;
делить работу на более короткие, но более частые периоды;
использовать физкультминутки;
быть драматичным, экспрессивным педагогом;
снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы
сформировать чувство успеха;
посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым;
использовать тактильный контакт (элементы массажа,
прикосновения, поглаживания);
договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее;
давать короткие, чёткие и конкретные инструкции;
использовать гибкую систему поощрений и наказаний;
поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее;
предоставить ребёнку возможность выбора;
оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и
окружающей обстановки в семье (о чем кратко говорилось выше):
1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату
или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную
«территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных
композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть
отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать
так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
2. Организация всей жизни должна действовать на ребенка
успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя
которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите
под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще
отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от
совершенства.
Полезные гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями
перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно,
наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и
размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие
ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и
ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально. И здесь
совершенно незаменима самая важная для детей деятельность - игра,
поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных
воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме
реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим
участникам огромное удовольствие. Попробуйте в начале игры создать
положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение
всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте
смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать
ласковые прикосновения. Каким должно быть содержание этих игр? Прежде
всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение
эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить,
успокоить.
Гиперактивность — это проблема не только ребенка, но и взрослых,
прежде всего, матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Существует
множество методик, которые могут принести пользу, как матери, так и
ребенку.
Остановимся на некоторых из них:
Визуализация - создает условия для восстановления умственного и
физического равновесия;
Медитация - снижает активность симпатической системы, способствует
снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный
ритм и дыхание, снижается потребность в кислороде, меняется картина
мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается;
Аутогенная тренировка - способствует снижению двигательной
расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшают координацию в
пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания;
М. М. Чистякова отмечает, что для таких детей полезны занятия
психогимнастикой. Замечено, что изобразительная деятельность и музыка —
это вспомогательные средства общения, благодаря которым облегчается
возможность продуктивного контакта с гиперактивным ребенком.
Семейная психотерапия - необходима родителям, которые чувствуют
вину за «плохое» воспитание ребенка, и самому ребенку. Метод метафоры,
целью которого являются инициация сознательного или подсознательного
транс деривационного поиска, который может помочь человеку в
использовании своих личностных ресурсов для такого обогащения
внутренней картины мира, чтобы суметь справится с проблемой. Иногда
применяют туманные метафоры, чтобы люди использовали собственные
ресурсы. Так же в качестве метафор могут использоваться истории о других
семьях.
Семейная психотерапия - необходима родителям, которые чувствуют
вину за «плохое» воспитание ребенка, и самому ребенку. Метод метафоры,
целью которого являются инициация сознательного или подсознательного
транс деривационного поиска, который может помочь человеку в
использовании своих личностных ресурсов для такого обогащения
внутренней картины мира, чтобы суметь справится с проблемой. Иногда
применяют туманные метафоры, чтобы люди использовали собственные
ресурсы. Так же в качестве метафор могут использоваться истории о других
семьях.
Наибольший эффект дают специальная организация условий обучения
такого ребенка и понимание природных особенностей его психического
склада. Для этого нужно наладить контакт с детским психологом. Он
подскажет, как скорректировать поведение ребенка адекватным отношением
к нему в семье и в школе. Это может быть целая программа помощи. Если это
психолог той школы, где учится ребенок, он непосредственно может передать
рекомендации его учителям. Кроме того, квалифицированный психолог
окажет необходимую поддержку маме, родственникам в преодолении
негативных чувств, возникающих при воспитании гиперактивного сына или
дочери.
Итак, мы рассмотрели феномен гиперактивного поведения с точки
зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день
проводится работа с гиперактивным поведением детей в рамках практической
психологии, психиатрии и педагогики.
Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка
может являться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства
работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в
формировании таких дисфункций играет патология беременности и/или
родов.
С