Светлана Чумаченко
Консультация для родителей «Играем с ребенком дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человечности, доброты, мышления и, конечно, интеллекта.
Вы когда-нибудь наблюдали за тем, как играет ваш ребенок? Нет? А зря! Как доказано учеными, именно в процессе игры закладывается своеобразная модель дальнейшего поведения ребенка в коллективе сверстников, в семье, в обществе.
Публикация «Консультация для родителей „Играем с ребенком дома“» размещена в разделах
Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет малышу представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение, мышление, пофантазировать. Если в два-три года ребенок играет один или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный руль, то к четырем-пяти годам особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры.
Давайте поговорим именно о сюжетно-ролевых играх, выясним, каково же их значение в жизни и развитии ребенка. Кто из нас в раннем детстве не играл в дочки-матери? Все! Кто-то был мамой, с виду строгой, но все разрешающей, а кто-то дочерью, во всем слушающейся маму. Создавая свою игрушечную семью, мы создавали собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Понаблюдайте за своим ребенком, играющим с друзьями, выясните, какую роль он занимает чаще всего. Если ваша дочь чаще играет роль матери - это значит, что ваша малышка довольно самостоятельна, решительна, способна принимать самостоятельные решения, пусть даже детские. Эта роль, как правило, требует определенных навыков в сфере межличностного общения и некоторых бытовых навыков. Мама готовит еду, убирается в доме, следит за своими детьми – вы -то знаете, что это работа не из легких. Подобная роль, выбранная вашим ребенком, свидетельствует об определенном складе характера, лидерских склонностях.
Роли детей, как правило, выбирают малыши несколько ветреного характера, дети, которые не любят быть серьезными, не стремятся руководить игрой, скорее, они склонны подчиняться. Но не стоит думать, что, если ваш ребенок в игре чаще становится подчиненным, это говорит о его необщительности и неприспособленности, эта роль требует определенного склада характера. Уметь подчиняться так, чтобы не уронить собственного достоинства, не сделать что-то в ущерб себе, - это гораздо сложнее, чем руководить.
Некоторые дети склонны в игре выбирать роли третьего лица, например, бабушки, тети, сестры. Это, как правило, проявление средних способностей. В сюжетно-ролевых играх, кроме деления на главные и второстепенные роли, существует деление на положительных и отрицательных героев. Что касается положительных героев, то мотивация выбора ребенком данной роли понятна : он хочет быть хорошим, стремится понравиться всем участникам игры, наладить дружеские отношения.
Но иногда малыш сознательно выбирает резко отрицательные роли, роль злой матери или отца, или непослушного ребенка. Чем же мотивирован выбор подобной роли? Ведь все родители стремятся сделать своего ребенка лучше, добрее, внимательнее к окружающим. Причин может быть несколько, если не брать в расчет некоторых психических расстройств (мании, фобии, навязчивые состояния и т. п.).
Во-первых, причиной столь необычного выбора игровой роли может быть (и это самая распространенная причина) неблагоприятная обстановка в семье, когда родители избирают тоталитарный стиль воспитания. В такой семье ребенок чувствует себя ущемленным, обиженным.
Во-вторых, мотивом к выбору отрицательной роли может быть, наоборот, слишком равнодушное поведение родителей, если они выбрали для себя модель поведения посторонних наблюдателей. В такой обстановке ребенок чувствует себя ненужным, неинтересным, и в игровой деятельности он старается выплеснуть все эмоции, которые не могут быть выплеснуты дома.
В-третьих, причиной выбора малышом роли отрицательного персонажа может быть неравноправное положение в семье, когда после рождения второго ребенка все внимание уделяется младшему. Такие условия способны породить в малыше чувство неудовлетворенности, злости. Это, конечно, неполный список основных причин неадекватного выбора ребенком роли в игровой деятельности. На самом деле их намного больше. Как правило, все модели семейного поведения, которые создает малыш при игре, - это модели поведения реальной семьи, в которой воспитывается ребенок. И очень часто, приглядевшись, родители могут увидеть в своем малыше все свои отрицательные черты.
Но почему именно отрицательные? Все просто! Психологи не устают предупреждать родителей, что ребенок, как губка, впитывает в себя все, что надо и, к сожалению, что не надо. Поэтому не только родители, но и бабушки и дедушки, дяди и тети должны стараться дать ребенку положительной пример, чтобы в дальнейшем избежать неприятных сюрпризов.
Особое значение в сюжетно-ролевых играх занимает вопрос половой принадлежности. Все игры разделяются на "типично мальчишеские" и "типично девчачьи". Именно в возрасте четырех-пяти лет закладываются основы половых различий, для родителей очень важно научить своего ребенка правильно относиться к друзьям противоположного пола.
Следует объяснить сыну, что играть в дочки-матери для настоящего мужчины абсолютно не позорно и не стыдно, а играть в казаки-разбойники для девочки совсем не страшно. Очень важно объяснить мальчикам, что девочек нужно защищать, а не обижать и не дразнить. Иногда дети достаточно неадекватно ведут себя с детьми противоположного пола, особенно это касается тех детей, которые воспитываются в неполной семье.
Сколько бы ни говорили о том, что и в неполной семье можно воспитать полноценную личность, факты говорят обратное: мальчики, воспитанные одной матерью, очень часто грубо относятся к девочкам, а иногда и конфликтуют с другими мальчиками, на подсознательном уровне видя в них потенциальных соперников; то же происходит и с девочками. Конечно, наблюдение за сюжетно-ролевой игровой деятельностью ребенка может дать родителям огромное количество необходимой информации, но, кроме этих сведений, огромное значение имеет совместная деятельность, когда родители и дети выступают в роли партнеров, занимающихся общим делом.